3 октября 2014

Утилизация судна Лепсе начнется в конце 2014 года

Во второй декаде октября плавтехбаза «Лепсе» должна быть переведена на стапель-плиту СРЗ «Нерпа», где в декабре 2014 года начнется процесс утилизации судна. Сейчас заканчивается процесс согласования и подписания контрактов на работы.

По словам руководителя проекта "Лепсе" на судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежногорск, Мурманская область) Олега Ерина, задержка была связана с необходимостью получения дополнительной лицензии, дающей право на работы с плавтехбазой (ПТБ), на борту которой находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Об этом предприятие узнало в конце 2013 года, а в январе 2014 года обратилось в Ростехнадзор. Соответствующий документ был получен через 9 месяцев.

В эксклюзивном интервью «Беллоне.Ру» Ерин рассказал, что в связи с необходимостью получения лицензии, график работ был актуализирован.

Для начала операций с ПТБ «Лепсе» работа ведется по нескольким направлениям одновременно. В частности, для обеспечения безопасной постановки судна в плавучий док (в октябре) ведется подготовка оборудования и механизмов, проводятся необходимые мероприятия на стапель-плите, подходят к окончанию работы над металлоконструкциями, а также на стадии согласования находится контракт на утилизацию судна на стапельной плите.

Постановка на стапель-плиту

Для того, чтобы поставить судно на стапель-плиту, его нужно подготовить на плаву для перемещения в док. Далее последует потенциально-опасная операция по постановке «Лепсе» в док, затем док будет поставлен к причальной стенке, и плавтехбаза с помощью судопоезда будет перемещена на стапельную плиту для дальнейших работ.

К этому моменту стапель-плита должна быть оборудована всеми системами безопасности. По словам Ерина, работа в этом направлении активно ведется.

Уже несколько месяцев завод занимается изготовлением металлоконструкций – носовой и кормовой блок-упаковок, в которые «войдет» плавтехбаза, когда окажется на стапель-плите.

«Эти металлоконструкции весят более 100 тонн и должны быть закончены до постановки судна. Они готовятся уже несколько месяцев»,

- рассказал Ерин.

Как только судно окажется на стапель плите, «Нерпа» займется обеспечением его безопасного «зимования»: необходимо будет озаботиться обогревом плавтехбазы, обеспечить дополнительную техническую и биологическую защиту на неприкрытых блок-упаковками участках, подключить системы пожарной и радиационной безопасности и т.д.

Предположительно, эти работы продлятся до декабря 2014 года.

График утилизации

Руководитель проекта считает, что в декабре судно должно быть готово к утилизации, как и комплект необходимых документов.

«Если все будет хорошо, то в декабре текущего года мы сможем приступить непосредственно к утилизации судна»,

- рассказал Ерин.

Предположительно, с декабря 2014 по февраль 2015 года будет производиться демонтаж оставшихся надстроек судна. Ближе к весне должна начаться разделка судна на 5 частей. Ожидается, что данный процесс займет весь 2015 год.

«Если все будет хорошо, то в 3-м квартале 2015 года мы будем «сервировать» первую блок-упаковку – кормовую. При подтверждении финансирования от Росатома, мы переведем ее на хранение в губу Сайда»,

- рассказал он «Беллоне.Ру».

Носовая же блок-упаковка с ОЯТ будет ожидать «укрытия», которое должно быть построено на стапель-плите в 2015-2016 гг. Именно в нем будут производить операции по выгрузке ОЯТ из хранилища ПТБ, после чего эта упаковка пойдет в губу Сайда.

Завершиться проект по утилизации «Лепсе», по словам Ерина, должен в 2017 году, когда блок-упаковку с носовой частью «Лепсе» вывезут в губу Сайда, а ОЯТ, находящееся сейчас на «Лепсе», перевезут на ФГУП «Атомфлот», которое, в свою очередь, транспортирует его на перерабатывающий завод «Маяк».

«Ленинский Комсомол» больше не помеха

Напомним, что птб «Лепсе» после многолетней стоянки в Мурманске было отбуксировано на «Нерпу» в сентябре 2012 года.

Однако по ряду причин, связанных то с финансированием, то с огромным объемом работ по подготовке металлоконструкций, то с тем, что стапель-плита была занята первой советской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Ленинский Комсомол», работы по проекту постоянно задерживались.

Сейчас уже принято решение о том, что АПЛ К-3 («Ленинский Комсомол») станет музеем, его готовят к спуску на воду, после чего начнутся работы по музификации.

По словам Ерина, у «Нерпы» до января 2014 года не было утвержденного пакета документов, прошедших Госэкспертизу, с утвержденной схемой утилизации ПТБ «Лепсе». Поэтому завод не мог дать гарантии, что К-3 не будет представлять помеху плавтехбазе на стапель-плите.

«Сейчас же, после получения утвержденной схемы, мы видим, что АПЛ и ПТБ не будут мешать друг другу при проведении работ»,

- рассказал Ерин.