На прошлой неделе в Мурманской области состоялась официальная церемония открытия защитного Укрытия для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из бывшего ПТБ «Лепсе». Сами работы начнутся в конце года.
На торжественное мероприятие на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске собрались представители ГК «Росатом», Правительства Мурманской области, Европейского Банка Реконструкции и развития, экологического Объединения Bellona и другие российские и иностранные партнеры проекта, который длится более двадцати лет.
Олег Крюков, директор по государственной политике в области ядерной и радиационной безопасности госкорпорации «Росатом» отметил важность и знаковость события:
«Открывается производство, предназначенное для извлечения ОЯТ из ПТБ «Лепсе». Теперь мы можем приступить к самому главному и сложному процессу всего проекта – извлечению ОЯТ, но главное для нас – это безопасность. Здесь, на севере, заканчивается важная работа с ОЯТ. В прошлом году мы начали транспортировку ОЯТ из хранилища в Губе Андреева, на переработку уже отправлено более 3 000 сборок. Сейчас наступило время выгрузки ОЯТ с «Лепсе». Хочу поздравить всех, кто принимал участие в этом проекте», – отметил он.
Проблема «Лепсе»
Напомним, что на плавтехбазе (ПТБ) «Лепсе» – бывшем сухогрузе постройки 1934 года находится 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. Большинство ОТВС (621 шт.) размещены в пеналах, а 18 шт. – в кессонах хранилища и имеют коррозионные разрушения, сопровождаемые изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающие возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме.
Вопрос об утилизации судна поднимался еще в конце 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ.
По словам генерального менеджера экологического Объединения Bellona Нильса Бёмера (Nils Bøhmer), в начале 1990-х годов, когда Bellona впервые узнала о проблемах судна «Лепсе», озвучивалось два способа обращения с судном.
Первый заключался в том, чтобы утилизировать судно по тем технологиям, которые были доступны в начале 90-х годов прошлого века. Но тогда около 5000 работников получили бы повышенные дозы радиации.
Второй вариант заключался в том, чтобы отбуксировать «Лепсе» на Новую Землю и похоронить в вечной мерзлоте. Тогда Bellona решила привлечь внимание мирового сообщества к проблеме утилизации наследия холодной войны на северо-западе России и привлечь европейское финансирование.
Ты помнишь, как все начиналось
Бёмер рассказал, что в 1993 году Bellona представила Европейской Комиссии свой доклад, посвященный атомному флоту России, в нем, в частности, говорилось о проблеме ПТБ «Лепсе». Он вызвал большой интерес среди официальных лиц Европейского Союза, которые, однако, решили, что ЕС не будет выделять финансовую помощь на решение ядерных и радиационных проблем на севере России.
Bellona не отступила и годом позже пригласила Еврокомиссара по вопросам экологии Янниса Палеокрасиса в Мурманск, где на борту атомного ледокола провела конференцию, посвященную судну «Лепсе», а позже устроила обед на самом ПТБ.
«Во время обеда мы положили на стол счетчик Гейгера и включили его. Надо было видеть глаза официальных лиц, когда прибор начал пищать и накручивать цифры. Произошли сразу две вещи: во-первых, это был самый короткий официальный обед из всех, на которых я присутствовал. А во-вторых, Еврокомиссия приняла решение о выделении финансирования на решение проблемы. Первые 4 млн евро были выделены в рекордно короткие сроки – за две недели», – рассказал Нильс Бёмер.
По его словам, проект «Лепсе» имеет символическое значение: именно с него началась финансовая помощь Евросоюза на утилизацию ядерного наследия Холодной войны на севере страны. Европейский Банк Реконструкции и Развития в рамках проекта «Ядерное окно» за эти годы профинансировал различные проекты на сумму более 120 млн евро.
Что дальше?
По словам руководителя проекта по гранту «Лепсе» АО «ФЦЯРБ» Сергея Нохрина, на сегодняшний момент корпус ПТБ «Лепсе» полностью демонтирован. Были сформированы носовая и кормовая блок-упаковки. Кормовая блок-упаковка была отправлена на хранение в губу Сайда осенью 2016 года, а работы с носовой блок-упаковкой в конце года начнутся в здании Укрытия.
Для дефектных ОТВС предусмотрена вырезка всего пенала, который загрузят в перегрузочный контейнер, затем этот пенал перегрузят в чехол, далее – в специальный контейнер КБ-650Б, который будет выведен из Укрытия на перегрузочную площадку. Он будет перегружен на теплоход «Серебрянка». В трюме теплохода будет производиться перегрузка чехлов из этого контейнера в транспортный упаковочный комплект, который предназначен для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
После того, как все ячейки шести транспортных упаковочных комплектов будут заполнены чехлами с ОЯТ, их транспортируют на ФГУП «Атомфлот», где погрузят в специальные эшелоны и отправят на переработку на ФГУП ПО «Маяк» в Челябинской области.
Выгрузка ОЯТ из того, что осталось от «Лепсе» начнётся в IV квартале 2018 года.
«До апреля 2019 года мы планируем выгрузить первую партию. Их всего шесть. В последующем на каждую потребуется около 43 дней», – отметил Нохрин, оговорившись, что уточненный график выгрузки ОЯТ будет согласован после проведения вырезки первой партии.
Все работы планируется закончить в середине 2020 года.