17 октября 2014 года в Институте геохимии и аналитической химии Российской Академии наук (ГЕОХИ РАН) им. В.И. Вернадского состоялось заседание Бюро межведомственного научного совета (МНС) по радиохимии по теме: «Горячие частицы: механизм образования, свойства и поведение в биосфере».
Одной из причин, побудивших провести заседание по данной теме, стали публикации в прессе, в частности, в региональных изданиях Красноярского края, в которых утверждалось, что будто бы на Енисее в результате работы Горно-химического комбината (ГХК) были обнаружены т.н. «горячие частицы», которые ранее обнаруживались только вокруг Чернобыльской АЭС после аварии. В связи с чем возникла необходимость дать научный анализ данной ситуации.
В первую очередь, в докладе, подготовленном сотрудниками МГУ им. М.В. Ломоносова и Радиевого института им. В.Г. Хлопина было дано разъяснение самому понятию «горячие частицы». Впервые они были обнаружены ещё в 1950-е годы. Т.н. «горячие частицы» образуются при самых разнообразных сценариях, начиная от ядерных взрывов и аварий, подобных чернобыльской, до «рутинной работы» атомных объектов. «Горячие частицы» привлекают внимание специалистов прежде всего своей необычайной устойчивостью, благодаря которой они, собственно, и остаются «частицами», а не растворяются в окружающей среде. В одних и тех же процессах могут образовываться «горячие частицы» разного строения, что может говорить либо о том, что условия их создания локализуются в областях с микронными размерами, а не являются общими для всего континуума, либо разность строения частиц позволяет «хронометрировать» процесс в зависимости от изменения условий во времени. Можно предположить, что в практической плоскости физические процессы, приводящие к появлению необычайно высокой кинетической устойчивости «горячих частиц», могут быть использованы, например, для создания более совершенных матриц для включения актинидов с целью долговременной изоляции от окружающей среды, а также создания новых технологических материалов.
В докладе, представленном ИБРАЭ РАН (докладчик – заместитель директора ИБРАЭ РАН Р.В. Арутюнян) был проведён анализ имеющихся радиационных рисков для жизнедеятельности населения Красноярского края. Выяснилось, что вклад ФГУП «ГХК» в радиационные риски для жителей края представляет собой ничтожно малую величину по сравнению как с техногенным, так и с природным фоном и на несколько порядков ниже опасного для здоровья уровня.
Презентацию «Обеспечение экологической безопасности на ФГУП ФЯО «ГХК»» представил заместитель главного инженера предприятия по ОТ и РБ Вячеслав Русанов, который также ответил на ряд уточняющих вопросов. Особо было подчеркнуто, что «горячие частицы» на Енисее впервые были обнаружены и представлены на научной конференции сотрудниками Горно-химического комбината. Замечаний к организации системы экологической безопасности и мониторинга на Горно-химическом комбинате не поступило. Также, во время дебатов по проекту Решения данного МНС, подготовленного РАН, не поступило предложений о корректировке текста с упоминанием ГХК:
«Анализ приведенных данных показывает, что радиационный риск, связанный с современной и прошлой деятельностью ГХК, не может быть отнесен к практически значимым факторам риска для населения. Вместе с тем, продолжение изучения механизмов и условий образования «горячих частиц» и их поведение в зоне ГХК в научном плане считать актуальным и важным».
В докладе «Радиационно-гигиеническая оценка влияния горячих частиц на здоровье населения, проживающего в долине реки Енисей» (докладчик – М. Савкин) был сделан вывод:
«Горячие частицы» (ГЧ) не являлись и не являются основным источником облучения населения в зоне влияния ФГУП ФЯО «ГХК». Риски радиогенного влияния ГЧ на здоровье населения, проживающего в зоне влияния ФГУП ФЯО «ГХК», на многие порядки ниже уровня пренебрежимо малого риска, установленного нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009».
Подводя итоги научной дискуссии, академик Борис Федорович Мясоедов, отметил:
«Я удивился этой ситуации, о которой недавно узнал, потому что не могу себе представить случая, в котором можно говорить об опасности «горячих частиц» для населения… Когда началось исследование этой темы, все согласились, что в научном плане изучение «горячих частиц» - это крайне интересно. Но в практическом плане «горячие частицы» в Красноярском крае не вносят никакого вклада в облучение населения».
В завершении Борис Федорович призвал всех участников МНС, в случае появления предложений, направлять их дополнительно для включения в решение.
Как было отмечено в итоговом решении заседания,
«Анализ приведённых фактов доказывает, что радиационный фактор, связанный с современной и прошлой деятельностью ГХК, не может быть отнесен к практически-значимым факторам риска для населения. Вместе с тем, продолжение изучения механизмов и условий образования «горячих частиц» и их поведения в зоне ГХК в научном плане считать актуальным и важным. Целесообразно дальнейшее продолжение работ по определению механизмов образования «горячих частиц», их размеров, химического, физического и изотопного состава, а также особенностями их поведения в различных объектах окружающей среды, особенно в зонах воздействия ядерных и радиационно-опасных объектов».