Рабочее совещание «Международные проекты класса мега-сайенс: точки роста фундаментальной науки и инноваций. Взаимодействие и перспективы российских и китайских мега-проектов» открылось 3 декабря 2014 года в Дубне. В нем участвуют ученые Объединенного института ядерных исследований и национального исследовательского центра «Курчатовский институт», большая делегация физиков из Китая, а также представители научных центров России, Италии, Германии, Польши, Египта.
Помимо ученых в работе совещания принимают участие представители министерства образования и науки РФ и министерства науки и технологий КНР. Задача совещания – познакомить иностранных участников с проектами класса мега-сайенс, реализующимися на территории России. Это международный проект «Комплекс NICA» в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне и проект высокопоточного исследовательского реактора ПИК в Петербургском институте ядерной физики им. Б.П.Константинова РАН в Гатчине. Участники совещания обсудят возможные направления сотрудничества в реализации этих и других крупных научных проектов.
«Первая наша задача – организовать широкую международную научную дискуссию не только по мегапроекту NICA, но и по другим мегапроектам, которые в России реализуют НИЦ «Курчатовский институт» и институты РАН», – отметил вице-директор ОИЯИ и руководитель проекта “Комплекс NICA”, член-корреспондент РАН Григорий Трубников. – Конечно, нам очень интересно узнать самую свежую информацию о том, что на передовом крае науки делается у наших партнеров, особенно в Китае, особенно в Азии. В Китае сейчас развивается несколько крупных проектов – действительно крупных, с огромным бюджетом, огромная армия ученых: в последние два года наметилась очень серьезная тенденция к возвращению китайских ученых из американских и европейских центров, где они провели долгое время, на родину, чтобы служить своей стране. Поэтому Китай чувствует в себе смелость и силы реализовать действительно серьезные научные проекты.
Есть несколько очень «горячих» направлений в физике, в частности, в тех областях, которыми мы занимаемся, – в физике высоких энергий, ядерной физике, и эти «горячие» направления параллельно реализуются несколькими центрами. Как вы знаете, проект NICA нацелен на исследования критических состояний ядерной материи в экстремальных условиях с использованием высокоинтенсивных пучков тяжелых ионов. К этой же цели сейчас идут еще несколько центров в мире – Брукхейвен в США и наш главный партнер в Европе проект FAIR в Германии. Китай также, увидев эту мировую тенденцию в физике тяжелых ионов, объявил о том, что начинает сооружать подобный коллайдер. Энергия будет немножко ниже, чем у коллайдера NICA, но в принципе это та же область физики – создание условий для существования плотной ядерной материи и исследование эффектов, которые происходят во время эксперимента. Поэтому, конечно, Китай должен быть и будет нашим партнером.
Второе: сейчас в Китае, благодаря активному участию китайских ученых в европейских мегапроектах, в частности, в проекте FAIR, в проектах ЦЕРН, и поддержке государства в нескольких институтах совершенно фантастически развились высокие технологии – я говорю о технологиях низких температур: криогеника, сверхпроводящие элементы. Вплоть до того, что в некоторых проектах Китай сейчас стал гарантирующим поставщиком таких систем. И конечно, в этом смысле мы друг другу тоже интересны, потому что наш проект предусматривает сооружение комплекса сверхпроводящих ускорителей, и китайские партнеры могут быть поставщиками и разработчиками многих систем для нашего проекта.
С нашей стороны, тот опыт работы в сверхпроводящих технологиях, в физике низких температур, который накоплен за долгие десятилетия в ОИЯИ (можно привести в пример совершенно выдающуюся криогенную школу профессора Зельдовича в Лаборатории физики высоких энергий), представляет большой интерес для китайских институтов: конечно, они хотели бы чему-то научиться и у нас. Поэтому мы рассчитываем, что сотрудничество с китайскими коллегами в нашем мегапроекте NICA и других крупных проектах Объединенного института будет заведомо взаимовыгодным. Мы рассчитываем, что китайские партнеры привнесут свои технологии и свое участие в этих проектах, государство каким-то образом обозначит взнос в наш проект, а специалисты – ученые и инженеры, техники, студенты, которые приедут сюда и будут помогать нам создавать наш проект, приобретут бесценный опыт, который они не приобретут нигде.
Известно, что КНР в 1956 году была одной из стран – учредительниц ОИЯИ. Реально ли восстановление полноправного членства Китая в Объединенном институте ядерных исследований?
«Возвращение Китая в ОИЯИ не то, чтобы реально, оно правильно», – ответил на этот вопрос Григорий Трубников. – Процесс должен развиваться именно так: несколько институтов устанавливают долгосрочные стратегические связи, становятся настоящими партнерами, здесь начинают работать их специалисты, устанавливаться их системы, китайская промышленность и высокотехнологичная индустрия начинают работать на этот проект, и тогда у правительства страны, которая таким образом вошла в проект, не будет аргументов против того, чтобы сделать ее участие в ОИЯИ уже официальным, на правительственном уровне. Поэтому то, что мы делаем, это уже не первый, скорее, второй и третий шаги на пути возвращения (или вовлечения) Китая в ОИЯИ – через наш мегапроект NICA и другие крупные научные проекты в институте.
Эту позицию вполне разделил китайский коллега российского ученого, заместитель директора Института плазмы в Хейфее доктор Юнтао Сонг:
«Как в проекте NICA, так и в проекте, который реализуется в нашем институте, широко применяются сверхпроводящие технологии. Здесь наши научные интересы совпадают: мы, по сути, решаем одни и те же задачи в этой области. Поэтому проект NICA нам весьма интересен. Ваши инженеры имеют в этой области очень большой опыт, и, конечно, мы хотели бы перенять этот опыт. В свою очередь, мы многое делаем в этой области в плане развития и изготовления систем, здесь мы друг друга дополняем. И у нас есть желание увеличить наше сотрудничество в области сверхпроводящих технологий и криогеники, где у вас такой громадный опыт. В Дубне прекрасный международный научный центр, здесь столько замечательных специалистов – я просто восхищаюсь физиками и инженерами, которые работают здесь! Я надеюсь, что наши молодые коллеги приедут сюда и будут работать в проекте NICA, и надеюсь, что мы действительно вернемся к реальному большому сотрудничеству в ОИЯИ.»
Объединенный институт ядерных исследований участникам совещания представил директор ОИЯИ академик РАН Виктор Матвеев, НИЦ «Курчатовский институт» – заместитель директора по международной деятельности Михаил Попов, международный проект «Комплекс NICA» – директор ЛФВЭ ОИЯИ профессор Владимир Кекелидзе, проект реактора ПИК – директор ПИЯФ член-корреспондент РАН Виктор Аксенов, международный проект FAIR – доктор Борис Шарков. Китайские ученые рассказали о мегапроектах, которые реализуются сейчас в научных центрах КНР.
Участники совещания получат возможность познакомиться также с нейтринной программой ОИЯИ, фундаментальными и прикладными исследованиями, которые ведутся в Лаборатории ядерных реакций, удерживающей мировое лидерство в синтезе сверхтяжелых элементов, перспективами развития радиационной медицины. 4 декабря, во второй день работы совещания, пройдет круглый стол по обсуждению форматов сотрудничества в международных мегапроектах.