16 декабря 2010 года в г. Ла-Специя (Италия) состоялась церемония освящения перед спуском на воду многофункционального судна-контейнеровоза "Россита", предназначенного для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ на Северо-Западе России.
На церемонии присутствовали министр экономического развития Италии Паоло Романи, министр промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко, заместитель генерального директора Госкорпорации "Росатом" Е.В. Евстратов, генеральный директор ФГУП "Атомфлот" В.В. Рукша и генеральный директор компании "Финкантьери" Джузеппе Боно.
"Россита" является судном ледового класса и предназначено для работы в сложных арктических условиях. Его длина - 84 метра, ширина - 14 метров. Контейнеровоз имеет два изолированных грузовых трюма, общей вместимостью 720 тонн. Он способен развивать скорость 12 узлов и находиться в автономном плавании длиной 3 тысячи морских миль. Грузовые трюмы оборудуются специальной системой вентиляции для поддержания в них температуры не выше значения, требуемого Кодексом ОЯТ. Радиационный контроль на судне будет обеспечиваться как автоматизированной многоканальной системой, так и комплексом переносных приборов, а также средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля.
Строительство судна позволит оптимизировать перевозки ОЯТ и РАО на Северо-Западе, обеспечивая при этом высокий уровень безопасности и минимальное воздействие на окружающую среду. Контейнеровоз имеет технические параметры, позволяющие осуществлять вход и безопасную стоянку в доках морских портов и причалах объектов Северо-Западного региона России. Ожидается, что судно будет передано российской стороне весной 2011 года. ФГУП "Атомфлот", входящее в состав Госкорпорации "Росатом", приобретет права собственности на судно и возьмет на себя его эксплуатацию. Уже в 2011 году контейнеровоз сможет выполнять первые рейсы. Судно будет ходить под флагом Российской Федерации по Северному морскому пути, курсируя между поселком Гремиха, Губой Андреева, Губой Сайда, Северодвинском и другими территориями, на которых располагаются предприятия по утилизации атомных лодок. Судно закроет все потребности российского Северо-Запада в перевозках ОЯТ и РАО на весь период проведения работ по реабилитации территорий.
Работы по созданию судна "Россита" проводятся в рамках выполнения Межправительственного соглашения 2003 года о двустороннем сотрудничестве по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и переработке ядерных отходов и отработанного ядерного топлива. Соглашение между Россией и Италией было заключено во исполнение решений саммита "Большой восьмерки" в Кананаскисе (Канада), где мировые лидеры учредили Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Италия принимает участие в реализации данных договоренностей через компанию Sogin, которая осуществляет общее руководство и финансирование проекта.
Подписание контракта на проектирование и строительство судна состоялось в июле 2008 г. Строительство судна осуществлялось на итальянской верфи в Муджано компанией "Финкантьери". Эта компания сотрудничает с Россией на протяжении 100 лет. Еще в 1914 году на этой же верфи в Муджано была построена подводная лодка по заказу царского Правительства России (Ф-43), которую не успели передать России, и она вошла в состав военно-морского флота Италии.