26-28 апреля на энергоблоке №1 Калининской АЭС в рамках ремонтной кампании 2016 года состоялись технологические испытания опытно-промышленного образца транспортного контейнера ядерного топлива новой конструкции ТУК-141О*. Новая модель имеет твердую нейтронную защиту, обеспечивающую высокую степень ядерной и радиационной безопасности.
По словам Главного технолога департамента инженерной поддержки Концерна «Росэнергоатом» Юрия Лобкова, ТУК-141О разработан для замены эксплуатирующейся сегодня модели ТУК-13. Говоря о преимуществах новой конструкции, он подчеркнул, что она повысит уровень ядерной и радиационной безопасности при транспортировке ОЯТ, а, следовательно, эффективность процесса обращения с отработавшим ядерным топливом.
«Контейнер имеет более высокие защитные характеристики, он рассчитан на большее остаточное тепловыделение. Кроме того, вместимость нового контейнера – 18 сборок - значительно превышает их число в предыдущей модели (12 шт.). Таким образом, увеличение удельного количества отработавшего топлива в одном контейнере позволит более оперативно проводить операции по его транспортировке»,
- сообщил Юрий Лобков.
Испытания на КАЭС заключались в определении соответствия характеристик ТУК-141О требованиям конструкторской документации, а также проверке совместимости нового контейнера с оборудованием энергоблока при выполнении технологических операций. Это один из этапов программы испытаний новой модели контейнера, которая в целом включает всю цепочку транспортировки ОТВС - доставку пустого контейнера на АЭС, размещение его в бассейне выдержки реакторного отделения, загрузку имитаторами отработавших тепловыделяющих сборок.
За ходом выполнения работ наблюдала комиссия под председательством главного технолога департамента инженерной поддержки АО «Концерн Росэнергоатом» Юрия Лобкова. В составе комиссии специалисты АО «ИЦЯК», АО «ФЦЯРБ», ФГУП «ГХК», АО «Энерготекс», ФГУП «ПО «МАЯК», Калининской АЭС.
По словам главного конструктора Инженерного центра ядерных контейнеров Анатолия Зубкова, ТУК-141О отвечает всем современным нормам и требованиям по безопасной перевозке радиоактивных материалов, он сертифицирован в Ростехнадзоре. Его аналог прошел тестовые испытания в соответствии с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
«Полученные в ходе «холодных испытаний» на КАЭС результаты будут оформлены в отчет, переданы в Ростехнадзор и станут принципиально важными для принятия решения о возможности использования данной конструкции для транспортирования отработавшего топлива энергоблоков ВВЭР-1000»,
- прокомментировал итоги проведенной работы заместитель главного инженера Калининской АЭС Виталий Разинцев.