Институт IRSN, технический консультант французской службы атомнадзора, продолжает рассмотрение вопроса об аномально быстром износе шатунных подшипников дизель-генераторов на блоках восьми АЭС с реакторами PWR мощностью 900 МВт(эл.).
Эксплуатирующая организация, которой является компания EDF, уведомила регуляторов о готовящейся срочной замене подшипников на шести дизель-генераторах и мероприятиях по усилению контроля за состоянием остальных генераторов.
Тем не менее, регулирующий орган Франции заинтересован не только в устранении дефектов, но и в выяснении причин его возникновения. Регуляторы считают, что EDF необходимо провести "дополнительные исследования".
Наиболее вероятное, по состоянию на сегодня, объяснение - заводской брак при изготовлении подшипников.
Регулирующий орган (ASN) Франции выдал эксплуатационщикам предписание "в долгосрочной перспективе спроектировать и сертифицировать подшипники, не подверженные таким дефектам". Решение на краткосрочную перспективу заключается в учащенной замене подшипников.
Подшипники, у которых возник аномально быстрый износ, были поставлены германской компанией MIBA. Первые партии были завезены на французские станции в 2008 году. Уже через год EDF проинформировала поставщика о потенциальных проблемах с его изделиями, сославшись на неудачный опыт других государств.
MIBA предположила, что проблемы могут быть связаны с геометрией подшипников, и перешла на изготовление модифицированных подшипников "второго поколения". На заводских испытаниях подшипники показали хорошие результаты (в программу испытаний входило 200 пусков дизель-генераторов и 600 часов работы), и EDF согласилась закупить их для 26 генераторов.
Переход на новые подшипники не изменил ситуации. Первые случаи выхода их из строя были обнаружены в октябре 2010 года на АЭС "Blayais". Окончательное решение о срочной замене было принято по итогам проверки состояния оборудования на других блоках.
В результате, несколько блоков получили от французских регуляторов событие уровня "1" по шкале INES, а АЭС "Tricastin" - уровня "2". Отличие этой станции состоит в том, что на ней подшипники от MIBA использовались на всех трёх дизель-генераторах, обслуживающих парные блоков №№3-4.