Атомные ледоколы "Вайгач" и "Таймыр" помогут пройти по Северному морскому пути (СМП) транспортному рефрижератору "Коммунары Николаева", который идет с Дальнего Востока в Петербург, рассказал РИА "Новости" начальник управления перспективного развития эксплуатации флота ФГУП "Росатомфлот" Госкорпорации "Росатом" Владимир Арутюнян.
Первый в этом году экспериментальный транзит танкера Perseverance с газоконденсатом по Севморпути начался 29 июня и длился 15 суток. Следующим стал танкер Heritage, который прошел по Севморпути всего за восемь суток при помощи ледокола "Вайгач". Также "Вайгач" успешно завершил проводку двух балкеров Мурманского морского пароходства с грузом железорудного концентрата ОАО "Еврохим", произведенного на ковдорском ГОКе. Оба балкера преодолели Севморпуть за 12 суток.
"Впервые по Севморпути в сопровождении атомохода идет транспортный рефрижератор с 5 тысячами тонн замороженной красной рыбы на борту, от Дальнего Востока до порта Санкт-Петербург. Согласно планам, 15 августа на трассу СМП должен выйти второй рефрижератор, "Капитан Пряха", с аналогичным грузом в том же направлении", - рассказал Арутюнян.
Сейчас "Коммунары Николаева" компании "Дальрифер" сопровождает атомный ледокол "Таймыр". Завтра, согласно планам, "Вайгач" и "Таймыр" встретятся на СМП и произведут обмен караванами: "Вайгач" поведет "Коммунаров" в направлении Мурманска, а "Таймыр" примет танкер Marilee дедвейтом 60 тысяч тонн с грузом газоконденсата компании НОВАТЭК, движущийся по направлению к китайскому порту Худжой.
"Атомный ледокол "Ямал", на борту которого проходила международная конференция, посвященная развитию Арктики, пока находится в порту Тикси, а потом также будет работать на трассе СМП", - добавил Арутюнян.
Ремонтно-технологическое предприятие РТП "Атомфлот" было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации "Росатом". В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.
В рамках программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" в России планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 мегаватт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 мегаватт.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.