Глава «Росатома» Сергей Кириенко потребовал от чиновников экстренно усилить подготовку концепций территорий опережающего развития в ЗАТО Уральского федерального округа. Особый статус бизнес-зоны в городах присутствия госкорпорации смогут получить с 2016 года, чего длительное время добивалось руководство атомного гиганта. Однако концепции ТОРов в закрытых территориальных образованиях, которые должны быть полностью оформлены к 1 сентября, находятся «в низкой степени готовности» и не способны получить визу федеральных министерств. Муниципалы и региональные чиновники указывают на трудности привлечения инвесторов, жесткие требования госкорпорации к резидентам, льготы для которых сравнимы с привилегиями участников особых экономических зон.
Визит Сергея Кириенко в Челябинскую область был разделен на 2 больших информационных блока: публичный, где на приуроченном к 70-летию атомной отрасли страны форуме-диалоге было официально заявлено о согласии Владимира Путина перенести создание ТОРов в ЗАТО «Росатома» с 2018 на 2016 год, и закрытый. Последний перенесли подальше от любопытствующих в Снежинск, что только подчеркнуло значимость вопроса для госкорпорации. На совещании в муниципалитете с руководством полпредства УрФО, Челябинской и Свердловской областей, главами ЗАТО Сергей Кириенко указал на низкие темпы подготовки концепций ТОРов, о планах создания которых стало известно еще год назад. Генеральный директор корпорации подтвердил мнение аналитиков, которое ранее приводила «Правда УРФО», указывая на то, что пока концепции в ЗАТО находятся на предварительной стадии проработки.
«В апреле президент согласился с предложением, чтобы механизм ТОРов распространялся на ЗАТО с 2016 года. Соответствующая поправка в закон уже внесена. Поскольку резолюция Путина крайне категорична: не «рассмотреть», а «согласен – обеспечить!» – сомнений, что она пройдет, нет. Но надо понимать, что льготы не даются даром. Они предоставляются под определенные программы развития. Соответственно, эти программы должны быть подготовлены, должны быть предельно конкретны и индивидуальны для каждого города. По каждому городу у нас есть определенные наработки. Но это не тот уровень проработки программ, с которым можно идти в Министерство экономического развития РФ. Времени у нас с вами остается не так много, и действовать надо крайне быстро»,
– отметил Сергей Кириенко.
Главу госкорпорации в требованиях усилить работу поддержал полпред. Как сообщала «Правда УРФО», во время совещания в Снежинске полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских поручил главам ЗАТО и директорам предприятий завершить работу по формированию концепций крайне оперативно. Также полпред дал указания подключиться к вопросу региональным властям и собственному аппарату в лице своего заместителя, который будет координировать все работы.
По словам Сергея Кириенко, за счет ТОРов стоит задача создать как минимум 7-8 тыс. новых рабочих мест, для чего необходимо отобрать проектов на 18-20 тыс. таких мест. Однако пока регионы представили планы только на 5 тыс. новых рабочих мест.
«Мы исходим из того, что до осени мы их должны подобрать и сдать на согласование в федеральные органы исполнительной власти. За это время правительство уже внесло поправку в закон. С 1 января 2016 года уже надо начинать работать»,
– прокомментировал Кириенко.
Интерес бизнеса к попаданию в ТОР, по мнению законодателей, должен подогревать ряд налоговых льгот. Для резидентов налог на добавленную стоимость обнуляется, 0% составляет налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет. Часть налога на прибыль, идущая в региональную казну, составляет не более 5% в течение пяти налоговых периодов, далее не менее 10% в течение последующих пяти лет. Также, по решению региональных и муниципальных властей, могут быть предоставлены льготы по транспортному, земельному и налогу на имущество. Важной составляющей льгот также является серьезное понижение страховых взносов: в Пенсионный фонд – до 6%, ФСС РФ – 1,5%, ФОМС – 0,1%. Дополнительно для проектов ТОРов предусмотрен ряд иных льгот: установление льготных ставок арендной платы, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, особое осуществление госнадзора и муниципального контроля и применение таможенных процедур свободной таможенной зоны. Все эти требования четко обозначены в федеральном законе о ТОРах, подписанном в конце 2014 года. Однако за полгода региональные и муниципальные власти смогли донести далеко не до всех инвесторов перспективы попадания в зоны опережающего развития.
«Как объяснить инвестору, зачем идти в город с пропускным режимом, где выше зарплаты, режим ЗАТО и все вытекающие из этого вещи?»
– задал риторический вопрос вице-губернатор Руслан Гаттаров.
К тому же сами проекты в ТОРы, оказывается, вписать не так просто, как этого требовал изначально федеральный закон. По словам замглавы администрации Снежинска Дмитрия Востротина, руководством «Росатома» был поставлен ряд дополнительных требований к концепциям ЗАТО. В частности, проекты на территории ТОРов должны быть включены в утвержденную госкорпорацией продуктовую стратегию одного из направлений развития бизнеса, должны иметь высокий экспортный потенциал, проектом должны быть предусмотрены капитальные затраты, начало которых приходится на период с 2016 по 2018 год. Плюс федеральное законодательство требует представления от резидентов детальных бизнес-планов с суммами, сроками и источниками инвестиций.
В региональных правительствах пока концепции ТОРов описывают в общих чертах. В Свердловской области, по словам главы кабмина Дениса Паслера, под территории опережающего развития отобрано 7 площадок: 3 – в Новоуральске, и 4 – в Лесном. Общий объем инвестиций в них составит 7 млрд рублей, а численность рабочих мест – порядка 2 тысяч. При этом проект ТОРа в Новоуральске находится в достаточно высокой степени готовности. Как сообщала ранее «Правда УРФО», в него попали территории биомедицинского технопарка площадью 9 га, где расширяет производство холдинг «Юнона». В концепцию включена площадка «браунфидл» на территории «Уральского электрохимкомбината» в 188 га и индустриальный парк в 256 га.
«У нас есть предприятие «Экоальянс», которое может быть включено в ТОР. Оно развивает производство нейтрализаторов выхлопных газов. В городе надо решать вопрос по заводу АМУР (где остановлено производство. – Прим. ред.). Новых инвесторов пока нет. Чтобы включить его в ТОР, нужно земельный участок передать в федеральную собственность, а собственник мощностей на это вряд ли пойдет. Сейчас создается федеральная управляющая компания, которая будет принимать решение об отборе резидентов. В «Росатоме» специально для ТОРов создан проектный офис. К работе над концепциями привлечены научные институты. У нас есть списки потенциальных резидентов»,
– рассказал «Правде УРФО» глава Новоуральска Владимир Машков.
В Лесном, где под все 4 площадки отводится не больше 140 гектаров, в концепцию ТОРа спешно вписаны проекты, которые раньше осуществлялись под крылом градообразующего предприятия «Электрохимприбор», в частности, по производству наноматериалов и электротехнической продукции. Как сообщала ранее «Правда УРФО», на предприятии ранее существовали планы отделения производства продукции гражданского назначения от военной, однако статус федеральной ядерной организации пока не позволяет это сделать. Сами же предприятия «Росатома» со статусом ФГУПов, согласно требованиям госкорпорации, в ТОРы в качестве резидентов войти не могут.
С теми же оргвопросами сталкиваются в ЗАТО Челябинской области. Пока в правительстве региона под ТОРы предлагают отвести 14 площадок: в Снежинске – 7, в Озерске – 4, Трехгорном – 3. Как рассказал «Правде УРФО» замминистра экономики Челябинской области Артем Новиков, предполагаемый объем инвестиций в них со стороны частных компаний составит порядка 12 млрд рублей, а новые производства позволят создать около 3 тысяч рабочих мест. Сейчас в областном списке потенциальных резидентов 10 компаний.
В Озерске, где концепция ТОРа считается более проработанной в сравнении с другими челябинскими ЗАТО, в него включены завод «УралМеталлГрафит», осваивающий серийное производство изделий из конструкционного графита, «Уральский завод полимерных технологий «Маяк» с проектом производства «интеллектуального рукава для восстановления трубопроводов». Также на включение в ТОР претендует «Озерский завод свайных конструкций».
В Трехгорном, где еще месяц назад только прикидывали пригодность площадок под ТОР, к проектам с высокой степенью готовности для включения в концепцию областные чиновники относят пока только один из четырех: организацию рулонного тонколистового оцинкованного проката ЗАО «Альтернатива». В заявках также фигурируют ИНПП «Кристалл» с производством «подложек из монокристаллического нитрида для выращивания гетероструктур кристаллов светодиодов», завод по производству лекарств ООО «Русград», «Южуралгидромаш», расширяющий производство насосного оборудования для нефтегазового комплекса. Причем у руководства последнего до приезда Кириенко уверенности в создании в городе ТОРа в 2016 году не было.
«Для нас попадание в ТОР – это как глоток воздуха. Я специально приезжал на форум-диалог, чтобы узнать, принято ли решение о создании ТОРов с 2016 года. Мы разрабатываем новые насосы. Заканчивается разработка конструкторской документации. Мощности предприятия будут расширяться. Необходимо закупать новое оборудование. Объем инвестиций в производство новых видов насосов у нас – 234 миллиона рублей. Льготы ТОРов существенно облегчат положение. Цикл производства оборудования – 120 дней. С нашим налоговым режимом сейчас окупить затраты крайне сложно. Пока решения о включении нас в ТОР нет»,
– рассказал «Правде УРФО»председатель совета директоров «Южуралгидромаша» Александр Кошкарев.
В отличие от областных властей в Снежинске муниципалы расширяют список потенциальных резидентов с 3 до 14. Как рассказал изданию заместитель главы администрации Снежинского городского округа Дмитрий Востротин, на данный момент в ЗАТО отобрано 7 участков (площадью от 9 до 20 га каждый). В частности, 3 проекта предложено от города, а один инвестор на данный момент дал полное согласие на участие – это ООО «Снежинский ЗЭСМ» с проектом строительства завода специальных электрических машин. Этот же проект региональные власти выделяют как наиболее проработанный, с четким бизнес-планом и сроками реализации. Среди потенциальных резидентов в областном списке фигурируют ООО «ЗКС» с созданием промпроизводства свайных конструкций и ООО «ЯМТ-Снежинск» – с массовым выпуском радифармацевтических препаратов.
«Сейчас можно вписывать в ТОР развитие нейтронной терапии, производство короткоживущих радионуклидов в Снежинске, есть производство и площадка, протонный центр. Их реально абсолютно вписать»,
– рассказал «Правде УРФО» главный врач Челябинского онкодиспансера Андрей Важенин, отметив, что пройти лицензирование новым видам приборов и препаратов для нейтронной терапии крайне сложно.
Как отмечают в приватных беседах чиновники ЗАТО, соблюсти все эти требования действительно непросто. Однако, по их мнению, визит в Челябинскую область Сергея Кириенко еще раз доказывает, что процесс будет сдвинут с места в любом случае. Тем более что иные меры поддержки ЗАТО вряд ли дадут тот же эффект. По мнению Сергея Кириенко, несмотря на серьезный рост госзаказа с 2 до 13,5 млрд по Снежинску, абсолютно понятно, что проблемы ЗАТО за счет налогов не решить. Не подходит в полной мере и механизм поддержки, предложенный Минэкономразвития РФ для поддержки моногородов.
«Положа руку на сердце можно говорить, что в условиях ограничения федерального бюджета рассчитывать на то, что сразу пойдут большие деньги, сложно. Вторая проблема в том, что деньги по программе поддержки моногородов тратят по принципу «в первую очередь тому, у кого совсем плохо». Это понятный принцип, и хорошо, что мы под эти критерии не попадаем. Потому что если мы доведем до того, что ЗАТО туда попадут, то в общем-то нас всех надо будет уже расстрелять»,
– отметил Сергей Кириенко.
Не способен решить все проблемы и существующий механизм софинансирования. Позиция властей регионов такова, что средства могут выделяться, только когда бюджетная обеспеченность окажется ниже средней по региону. Механизм ТОРов максимально сочетается с подходом самой госкорпорации.
«Льготы, предоставляемые данным статусом, достаточно серьезные. Они дают возможность разворачивать инвестиционные проекты как частному бизнесу, так и нам и региональным властям. Мы в «Росатоме» считаем, что дать денег – не главное, главное – создать механизм, который позволит в самовоспроизводящейся системе работать»,
– заключил Сергей Кириенко.