Свердловские ЗАТО «Росатома» затягивают подготовку концепций территорий опережающего развития. За полтора месяца до фактического формирования проектов создания ТОРов Новоуральск и Лесной не могут определиться с их отраслевой спецификой. В первом причиной стало значительное количество резидентов различной направленности: от выпуска продуктов питания и медицины до машиностроения. В Лесном, наоборот, причиной всему нехватка потенциальных резидентов, минимальный объем инвестиций которых для включения в ТОР, как рекомендуют представители «Росатома», должен составлять не менее 500 млн рублей. К привлечению потенциальных инвесторов в срочном порядке подключают региональный минпром, однако чиновники готовы начать переговоры лишь после предоставления им документации по площадкам для ТОРов, хотя и не исключают возможности участия в процессе губернатора Евгения Куйвашева.
Очередную проверку готовности ЗАТО к получению статусов ТОРов руководители «Росатома» и его топливного дивизиона ТВЭЛ провели на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге. Как рассказал начальник управления по работе с регионами госкорпорации Александр Харичев, в Челябинской области практически прописали концепции создания территорий опережающего развития. Так, в Трехгорном они будут ориентированы на проекты станкостроения с высокой степенью локализации, в Снежинске – на выпуск оборудования для нефтегазовой отрасли, в Озерске – на создание новых материалов в результате облучения.
«В Свердловской области – Новоуральске и Лесном – что брать за концепцию, пока не знаем»,
– указал на провалы Харичев.
Основные проблемы при создании ТОРов, по словам представителя госкорпорации, связаны с выделением земли под новые промзоны и поиском резидентов. При этом с наличием участков для дислокации производств потенциальных инвесторов свердловские ЗАТО сложностей не испытывали. Мэр Новоуральска Владимир Машков предлагал сразу 5 площадок: «браунфилд» на территории УЭХК, индустриальный парк Новоуральска, действующую площадку завода «Медсинтез» и ранее использовавшийся для дислокации войск Минобороны участок в 50 гектаров. Плюс муниципалитет не исключал возможности отдать под ТОР территорию находящегося в банкротстве завода АМУР. Не меньшее количество пригодных для размещения бизнеса площадок с инфраструктурой нашлось и в Лесном. По мнению представителей «Росатома», наибольший интерес для создания ТОРов представляли участки внутри градообразующих предприятий ЗАТО. Заполнение их резидентами позволило бы снизить затраты на содержание освобожденных после реструктуризации производственных корпусов. В лице инвесторов «Росатом» желал бы видеть предприятия, вписывающиеся в производственные цепочки его «дочек», хотя и допускал создание новых проектов импортозамещения и бизнесов собственных предприятий. При этом акцент делался на привлечение крупных инвесторов с объемом вложений от 500 млн рублей.
Новоуральск на этом фоне выглядел довольно выгодно. Город демонстрировал проекты сразу на несколько миллиардов рублей. По словам Владимира Машкова, один из инвесторов проявил интерес к созданию сельскохозяйственного парка в Новоуральске, куда может быть вложено 4,5 млрд рублей. В технопарк «Новоуральский» входит китайская компания «ЯньТай ХуаЧжен Медикал Эпарейтес Технолоджи Ко» с вложением 200 млн, которая также готова рассматривать вопрос участия в ТОРе. Выделенные из состава УЭХК предприятия «Экоальянс», «Уралприбор», «Уральский завод газовых центрифуг» также претендуют на включение в территорию опережающего развития с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Однако единой концепции разнопрофильные проекты не образовывали. Включить их в некий общий кластер, по мнению экспертов, невозможно. Самостоятельно выбрать претендентов на льготы муниципалитет не решался и поручил создание концепции частной компании, которая будет определена в ходе конкурса 17 июля. На выполнение муниципального контракта ей отводится меньше месяца – 1 сентября проекты ТОРов с вписанными туда резидентами должны быть представлены в «Росатом».
Несколько сложнее стояла задача по поиску резидентов в Лесном, где режим безопасности значительно строже, чем в Новоуральске, а бизнесу, соответственно, труднее попасть на территорию. Выбирать предлагалось из имеющихся гражданских производств в составе градообразующего предприятия «Электрохимприбор». Тем более что планы реструктуризации комбината, где трудится порядка 9,5 тысячи человек, существовали последние несколько лет.
«Комбинат, получив статус ФЯО (федеральной ядерной организации. – Прим. ред.), может учреждать новые предприятия. Все, что наработали сейчас по гражданской продукции, должны выделить в обособленное юридическое лицо, и тогда оно может войти в ТОР. Была проблема выделения, пока комбинат «Электрохимприбор» был ФГУПом. На градообразующем предприятии у нас работает 29% населения. Оно загружено оборонзаказом на несколько лет, но нужно параллельно создавать и вторую опору. Новое что-то создать не представляется возможным, потому что все интеллектуальные ресурсы задействованы на головном предприятии. Поэтому будем выделять те (гражданские) производства, которые уже есть в составе «Электрохимприбора» – у нас есть выпуск оборудования для нефтегазового комплекса, трансформаторов, распределителей, металлоконструкций. Будем делать обрабатывающие производства»,
– рассказал «Правде УРФО» глава Лесного Виктор Гришин.
Общий объем инвестиций в проекты, большая часть которых предусматривала вложения менее 500 млн, насчитывал 2,5 млрд рублей. При этом планировалось создать 2150 рабочих мест, из которых 250 – высокотехнологичных.
«У нас проектов на 2150 рабочих мест, но нам говорят, что 2/3 из них отсекут как несоответствующие критериям Минэкономики. Им нужны те проекты, которые сейчас можно реализовать с высокой степенью проработки. Которые моментально дают отдачу, а под идейные проекты никто не хочет работать. Таких прорывных проектов только 3:медицинский проект по выпуску (эндоскопических) капсул «Ландыш», второй проект – по выпуску базальтового волокна, третий – выпуск наноалмазов и полиалмазов для обрабатывающей промышленности, гальваники»,
– пояснил Виктор Гришин.
Представители «Росатома» и ТВЭЛ при этом советовали сосредоточить ТОР Лесного на производстве новых материалов и настаивали на включении в проекты зоны развития крупных инвесторов от таких компаний, как «Роскосмос», «Ростех», «Газпром», «Роснефть» и других крупных игроков нефтегазового сектора.
«Нам нужны крупные бизнесы. И здесь без гарантий правительства мы мало продвинемся. Проектов, которые названы (в Новоуральске. – Прим. ред.), недостаточно. Это дает нам от 2 до 5 млрд в перспективе 5-6 лет. Маловато»,
– отметил президент ТВЭЛа Юрий Оленин.
От представителей региональных властей он пытался добиться конкретного плана переноса предприятий «Ростеха» в Свердловскую область, которым можно было бы воспользоваться при создании ТОРов. Однако в министерстве инвестиций Свердловской области такого документа не существовало. Чиновники тем не менее пообещали рассмотреть тему создания ТОРов на ближайшем расширенном заседании правительства региона с участием губернатора, а презентации площадок для бизнеса в ЗАТО провести после оформления муниципалами информации о них в доступном виде.