Россия не только умеет создавать атомные реакторы, но и выводить их из эксплуатации. Об этом в связи с первым в мире выводом из эксплуатации промышленного уран-графитового реактора в закрытом городе Северск (Томская область) заявил генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» «Сибирский химический комбинат» Сергей Точилин. Он отметил, что такой опыт, когда при выводе из эксплуатации создаются безопасные условия для проживания населения, поднимает рейтинг России в мире.
По словам генерального директора ОДЦ УГР Андрея Изместьева, технология вывода из эксплуатации ЭИ-2 предусматривает использование природных материалов, в частности, все пустоты реактора заполнены смесью природных глин.
«Глина обладает наиболее эффективными защитными свойствами против распространения радионуклидов. Причин тому две. Во-первых, глина сама по себе замедляет миграцию радиации. Глина хорошо сорбирует радионуклиды и плохо десорбирует. Во-вторых, глина является слабым водопроводящим элементом, таким образом подземные воды, которые близки к тому, что захоронено под землей, будут мало проникать через такой глиняный замок. Но его толщина должна определяться в каждом отдельном случае с помощью моделирования миграции радионуклидов через глину с учетом различных факторов — коэффициент поглощения, глубина, температура и т. д. Все это должно быть в обосновании проекта»,
— отметил первый заместитель генерального директора ФГУ ГП «Гидроспецгеология», кандидат технических наук Марк Глинский.
Он уточнил, что если технология подразумевает заполнение глиной под большим давлением и обеспечивается плотность без каких-либо полостей, то глина выступает уже как монолит.
«Это очень хорошо. Количество лет, на которые рассчитана такая конструкция, зависит от того, какой объем глины туда заложили. Меня как-то Сергей Кириенко спросил, когда рассматривали один из пунктов захоронения в глиняной массе глубиной 70 метров, то есть сверху и снизу более 30 метров глины, а направо-налево бесконечно, — чем можно это разрушить. Я тогда пошутил, что только истерикой. Но на самом деле глина — это тот материал, который прекрасно может быть использован для создания защитного барьера и он хорошо поддается расчетам. Расчет на 10 тысяч лет опирается, без сомнения, на разум, но на практике мы это проверить не сможем. Глина — это природная среда, которая существует миллионы и миллиарды лет и образовалась в результате осадконакопления в океанах. Она действительно по свойствам своим не такая рассыпчатая, как бетон. Да, ее извлекли, но ее структура сохранилась. Если ее уплотнить, чтобы она была не инертная, то она свои изоляционные свойства восстановит»,
— пояснил Глинский.
Он добавил, что отказ от бетона в пользу глины его не пугает и внушает доверие:
«Для статических нагрузок (реактор ведь вывели из эксплуатации — он не работает, не дышит, не шевелится), если все правильно рассчитано и учтены все факторы, идеология проекта выбрана верно — глина все загораживает. Она мощный изоляционный материал даже для движущихся вместе с подводными водами радионуклидов».