14 августа 2015

"Балтийский завод-Судостроение" объявил запрос котировок на страхование двух атомных ледоколов с премией 525 млн руб

ООО "Балтийский завод-Судостроение" объявило запрос котировок на страхование строительных и ядерных рисков двух универсальных атомных ледоколов с общей премией 525 млн рублей.

Сообщение на сайте госзакупок, согласно данным "СПАРК-Маркетинг", было размещено заводом 12 августа. Рассмотрение заявок состоится 10 сентября, подведение итогов намечено на 29 сентября.

Предполагается, что договор страхования новых ледоколов по проекту 22220 водоизмещением 33,5 тыс. тонн каждый будет состоять из трех частей и потребует участия трех страховых компаний, договор планируется заключить на условиях сострахования (при этом доля участия в рисках каждого из сострахователей документацией не оговаривается - прим. ИФ-АФИ).

Согласно условиям договора, потребуется имущественная защита при строительстве, транспортировке и испытаниях каждого ледокола. Также предприятием предложены на страхование риски полной гибели судна, повреждения и порчи оборудования, материалов. Отдельная часть будущего договора страхования посвящена ядерным рискам, связанным со строительством, транспортировкой и испытанием судна. По договору предполагается страховать риски ответственности за ущерб третьим лицам, финансовые риски, риски судебных расходов, а также других расходов, возникающих при наступлении страховых событий.

Страховая сумма по имущественному страхованию каждого судна определена в 43 млрд рублей, лимит страхования ответственности при строительстве ледокола - 100 млн рублей, лимит ответственности при испытаниях судна - 2 млрд рублей.

По страхованию оборудования предусмотрен лимит выплат в 1 млрд рублей, по ядерным рискам лимит определен в 5 млрд рублей по каждому страховому случаю.

Документацией предусмотрены безусловные франшизы по договору страхования. Так, по страхованию имущества в период строительства ледокола франшиза составляет 5 млн рублей по каждому случаю, исключая полную гибель судна, и 50 млн рублей - в период испытаний, транспортировки и спуска судна на воду. В 1 млн рублей определена франшиза по страхованию ответственности.

Платежи по уплате премий в договоре распределены на 11 траншей и охватывают период до 30 сентября 2020 года. Первый платеж после заключения договора страхования может состояться 30 сентября 2015 года, согласно документации, подготовленной заводом.

Как сообщалось ранее, вопрос об организации страховой защиты при строительстве ледокола "Балтийским заводом" (MOEX: BALZ) поднимался и ранее, однако застраховать эти риски российским компаниям пока не удалось.

Риски завода по проекту, относящемуся к перечню санкционных, не могут быть перестрахованы на международном рынке, как это делалось раньше. Одновременно они не могут оставаться полностью на собственном удержании у российских страховщиков из-за их масштабов. Риски строительства ледокола не могут быть перестрахованы на внутреннем российском рынке из-за нехватки перестраховочных емкостей.

В связи со сложившейся ситуацией российские власти приняли решение о создании государственного перестраховщика для защиты санкционных рисков с капиталом 73 млрд рублей. Однако проект еще не получил юридического оформления, госкомпания пока не создана.

В документах ООО "Балтийский завод-Судостроение" по запросу котировок на страхование ледокола говорится, что страхователь осознает невозможность полного перестрахования предлагаемых прямым страховщикам рисков.

Страховщикам-участникам конкурса предложено в течение действия договора страхования организовать систему регулярного мониторинга по расширению перестрахования рисков строящихся судов судна.

Длина ледоколов проекта 22220, которые строятся для ФГУП "Атомфлот", составляет 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между "Атомфлотом" и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

Сдача головного, первого и второго серийного ледоколов намечена на 2017 год, 2019 год и 2020 год соответственно.

ООО "Балтийский завод-Судостроение" является правопреемником банкротящегося ОАО "Балтийский завод". Предприятие специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса (с ядерными энергетическими установками и дизельными), крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей, выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования, является поставщиком цветного и стального литья.