В течение 15 лет совместными усилиями специалистов России, Норвегии, Швеции, Великобритании, Италии и других стран создавалась система обращения с отработавшим ядерным топливом в губе Андреева для его последующей транспортировки.
В 2017 году начнется вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из губы Андреева, в частности, один эшелон из 14 контейнеров с ОЯТ отправится на Производственное объединение «Маяк» на переработку. В дальнейшем будут отправляться около 9 эшелонов в год, состоящих от 7 до 14 контейнеров с ОЯТ. По расчетам проектного института необходимо 50-52 вывозов (эшелонов) ОЯТ для всего Северо-Запада РФ, включая 37 эшелонов ОЯТ из губы Андреева.
Об этом сообщил начальник отдела координации и реализации международных программ Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев на семинаре «История, текущее состояние и перспективы реабилитации ядерно и радиационно опасных объектов губы Андреева», организованным Госкорпорацией «Росатом», Общественным советом Госкорпорации «Росатом» и Экологическим объединением «Беллона».
Работа по извлечению топлива одна из самых потенциально опасных, так как может произойти выпадение таблеток с урановой композицией, что может привести к ядерно-радиационной аварии. О технологии по извлечению ОЯТ рассказал Анатолий Григорьев:
«Извлекаться ОЯТ из чехла, находящегося в ячейки, будут поканально. Глубина ячейки чехла около 1,5 метров. С помощью электронной метки на рабочий канал будет наводиться захватывающее устройство. Далее идет погрузка чехла в транспортный контейнер, который направляется в пост загрузки чехлов, где происходит его загрузка в контейнер. Далее контейнер с ОЯТ вывозится на накопительную площадку, потом его грузят на контейнеровоз «Россита» и отправляют на ПО «Маяк» через ФГУП «Атомфлот».
«Если не удастся извлечь поканально, то тогда с заклиненным ОЯТ будет извлекаться полностью чехол. Чехол установят в пенал, при этом в целях безопасности изменится конфигурация транспортного упаковочного контейнера. Технология обращения с таким отработавшим ядерным топливом и его транспортировка отработаны, так как были опробованы в Гремихи и на Дальнем Востоке»,
- отметил Анатолий Григорьев.
В этом году выполняются работы по проверке системы обращения с топливом. На «холодных» испытаниях на имитаторах проверяют регламент обращения с ОЯТ. Задача «горячих» испытаний – загрузить один транспортный упаковочный контейнер 49 тепловыделяющими сборками.
14 новых контейнеров для ОЯТ стоят на накопительной площадке на Губе Андреева, их ждёт 3,500 километров транспортировки. Осуществлять работы по вывозу ОЯТ будут специалисты СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО». ФГУП «Атомфлот» обеспечит транспортные средства. Формировать эшелон и его сопровождать будет ФГУП ПО «Маяк».