Многоцелевой исследовательский ядерный реактор У-3 расположен на Октябрьской набережной Спнкт-Петербурга, 44, корпус 2. Он принадлежит Крыловскому государственному научному центру, который занимается развитием отечественного судостроения.
Член общественного совета Росатома Олег Муратов проработал на этом реакторе около 30 лет, с 1973 года до начала 2000-х. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» эксперт, установка была введена в строй в далеком 1964 году. Вместе с ней создали сопутствующую инфраструктуру, в частности, помещения для хранения облученных изделий, системы специальной вентиляции и водоочистки, а также радиохимическую лабораторию.
В Петербурге это единственный реактор, находящийся в городской черте. Но если говорить о стране, в пределах населенного пункта их строили довольно часто. Скажем, в Москве подобных установок около десятка. Выбор места обусловлен расположением научно-исследовательских институтов.
Блок на Октябрьской не предназначен для выработки электричества. Его создавали для испытания новых типов энергетических установок атомных судов, как военных, так и гражданских. Кроме реактора было создано и много исследовательских стендов.
«Он небольшой мощности, но возможности его очень большие»,
- рассказал наш собеседник. Реактор можно использовать не только для нужд флота, но и для других целей. Например, для исследования свойств облученных материалов.
В 1970-х испытательный центр использовался очень активно и работал в три смены. В последние годы установку запускали время от времени, поскольку значительно снизилось число заказов.
В начале 2000-х годов реактор остановили для ремонта, и через несколько лет он был полностью модернизирован. В конце 2015-го была получена лицензия на эксплуатацию, которая действует до 2019 года. Однако вполне возможно, что срок ее будет продлен, ведь система теперь отвечает современным требованиям и продолжает использоваться.
Олег Муратов считает, что реактор безопасен. Вокруг него установлена санитарно-защитная зона, ограниченная только периметром участка (площадь его составляет около 2,7 гектара).
И все-таки, когда реактор строился, эта была дальняя окраина города. Вокруг стояли заводы. В последние же годы эту промышленную зону начали застраивать жильем. Недавно, например, на месте деревообрабатывающего завода к югу от улицы Крыленко практически завершилось строительство первой очереди жилого комплекса. Он будет состоять из восьми жилых домов максимальной высотой 25 этажей.
А в ближайшем будущем планируется приступить к строительству жилого комплекса в квартале по другую сторону улицы Крыленко. Там под застройку отданы сразу несколько предприятий: химический завод «Реактив», производство железобетонных изделий «Баррикада» и завод газобетонных блоков «Аэрок».
Проблемы (о которых стало известно прессе) возникли только с «Реактивом». Как мы рассказывали, завод долго отказывался перевести опасное производство на другую площадку и пытался препятствовать возведению жилья. Но его вынуждали к переезду, сокращая санитарно-защитную зону. В итоге предприятию пришлось пойти на сделку с застройщиком.
В соседстве же новостроек с реактором Крыловского центра чиновники никакой опасности, похоже, не усматривают. В службе строительного надзора нашей газете рассказали, что в ходе проверки представленной застройщиками документации специалисты проверяли ее соответствие требованиям градостроительного плана земельных участков. «Санитарно-защитных зон в градпланах отражено не было», - заявили в службе.
В то же время, по данным Федерального медико-биологического агентства, площадка центра на Октябрьской набережной, как любого ядерного объекта, официально отнесена к перечню объектов чрезвычайно высокого риска.
Вице-президент Российского Зеленого Креста Михаил Рылов считает, что на фоне других подобных сооружений реактор Крыловского центра «достаточно безопасен», поскольку он сравнительно небольшой и маломощный. И все же это ядерный объект, который несет потенциальную радиационную угрозу.
Перед началом жилого строительства проекты домов должны были пройти сложную процедуру оценки воздействия на них этого реактора (как в случае нормальной его работы, так и при нештатных ситуациях). Есть множество нормативов, которые необходимо было учесть. Нужные документы у Крыловского центра должен был запросить город, добавил наш собеседник. Если этого не сделано, то, по его мнению, можно говорить о нарушении.
Отметим, что о каких-либо инцидентах с реактором на Октябрьской набережной неизвестно. Максимальный радиационный фон вблизи установки за последний месяц достигал 12,9 микрорентгена в час, что соответствует природному фону. Эти данные передал в систему автоматического радиационного контроля ближайший дозиметр. Отметим, что нормальным считается фон до 20 микрорентген в час, безопасным для человека - до 50.