В Доме ученых НИЦ «Курчатовский институт» прошел третий логический семинар в рамках проекта «Сохранение и приумножение научного (логико-философского) наследия А.А. Зиновьева». Участники дискуссии ставили задачу обсудить, насколько в наши дни в научном мире универсальна логика.
По мнению авторов проекта, сегодня эта тема очень актуальна, поскольку современный мир, развивая всё новые области научного знания и в том числе узкоспециализированную терминологию, превращается в «научный Вавилон»: представители науки говорят на разных языках и всё с большим трудом понимают друг друга, свои сферы деятельности. Мир сейчас переживает переломный момент — великого слияния наук. Поэтому современным «физикам и лирикам» необходимо найти общие точки соприкосновения для движения вперед.
Логический семинар реализован Биографическим институтом Александра Зиновьева в рамках проекта «Сохранение и приумножение научного (логико-философского) наследия А.А. Зиновьева» на средства государственной поддержки в виде гранта президента и на основании конкурса, проведенного Российским союзом ректоров. В стенах НИЦ прошел третий и заключительный семинар (первые два состоялись в январе и феврале 2017 года в зале президиума РАН).
Александр Зиновьев — выдающийся советский и российский логик, философ, социолог, писатель, мыслитель и ученый. Он был признан мировым сообществом одним из трех крупнейших логиков мира. Также Зиновьев стал первым советским логиком, поставившим вопрос о необходимости формирования комплексной логики как «науки наук» и основы «интеллектологии», призванной систематизировать и унифицировать имеющиеся и все возможные научные языки.
По словам президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, по мере развития человечества, усовершенствования технических устройств, выявления и быстрого развития отдельных научных дисциплин, основанных на экспериментальном подходе, единый массив науки разделился.
— Сначала было единое знание — натурфилософия. Оно разделилось, и за две сотни лет образовалось множество дисциплин и внутри гуманитарного блока, и внутри естественно-научного. Они далеко разошлись, при том, что изначально вышли из одного первоисточника. И теперь происходит обратный процесс сближения, слияния наук. Это внутренняя логика развития науки, — отметил Михаил Ковальчук.
В своем докладе глава «Курчатовского института» обратил внимание участников, что любые приоритеты можно условно разделить на два блока. Первые — тактические. Они, как правило, носят отраслевой характер, имеют ближнесрочные перспективы и нацелены на создание конкретных товаров, освоение рынков. Вторые — стратегические, которые имеют средне- либо долгосрочную перспективу. По словам Михаила Ковальчука, стратегические приоритеты базируются на фундаментальной науке и в их рамках создаются новые технологии, которые со временем ведут к смене технологического уклада. Он особо отметил важность сочетания тактических и стратегических приоритетов, их преемственность.
— Я приведу пример из нашего недавнего прошлого. 9 мая 1945 года наша страна победила в тяжелейшей войне. Мы имели самую большую и наиболее боеспособную, технологически оснащенную армию в мире. Через несколько месяцев — 6–8 августа — США осуществили варварские ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. И если бы мы не продолжили ускоренными темпами реализацию стратегического атомного проекта, то, вполне вероятно, наша страна через пару лет перестала бы существовать, — продолжил глава «Курчатовского института». — Реализация этого стратегического приоритета буквально «взорвала цивилизацию», создав лицо атомно-космического ХХ века. Был определен тренд развития на многие десятилетия вперед, начиная от создания первых атомных станций, подлодок и ледоколов в 1950-х годах, заканчивая полетами в космос.
По словам Михаила Ковальчука, сегодня человечество переживает глобальный цивилизационный кризис и его устойчивое развитие под вопросом. Оно требует огромного количества ресурсов, причем не только энергетических. Речь идет о питьевой воде, еде, биоресурсах. Выход из этой ситуации глава НИЦ КИ видит в создании природоподобной техносферы. Это подразумевает включение современных технологий в естественный природный ресурсооборот, создание природоподобных технологий и систем. Эти процессы уже идут на базе объединения различных наук из естественно-научного и гуманитарного блоков.
В качестве примера приведены аддитивные технологии, или технологии послойного синтеза. Речь идет о цифровом производстве с использованием 3D-печати. Сейчас такая технология применяется в медицине, производстве готовой продукции, прототипировании и даже в космонавтике.
— При существующем способе производства до 90% энергетических и ресурсных затрат идет в «отвал», загрязняя окружающую среду, тогда как природа подобные конструкции выращивает, — пояснил Михаил Ковальчук. — Аддитивные технологии — это, по сути, природоподобный способ выращивания любой детали. Там есть свои проблемы, не так всё легко и просто, но по факту совершающийся переход к другому типу технологического создания говорит о переходе в сторону природоподобия.
В научном мире есть тренд «НБИК-конвергенция», основанный на объединении нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Речь идет об их слиянии в единую научно-технологическую область. Например: cращивание органики и неорганики в новых материалах и устройствах, подключение сюда информационных технологий, «оживление» этих систем алгоритмами, имитирующими процесс работы человеческого головного мозга. По инициативе Михаила Ковальчука в 2009 году в «Курчатовском институте» был создан первый в мире комплекс НБИК-технологий, основан НБИК-факультет в МФТИ.
Некоторое время назад к аббревиатуре НБИК в «Курчатовском институте» была добавлена социогуманитарная составляющая. Именно поэтому так важно и символично проведение столь знакового философского семинара в стенах института, стоявшего у истоков развития атомного проекта.
Российский научный центр "Курчатовский институт" был образован Указом Президента России в ноябре 1991 года на базе созданного в 1943 г. Института атомной энергии им. И.В.Курчатова (в то время Лаборатории N 2 Академии наук СССР) и стал первым государственным национальным научным Центром России. Центр подчинен непосредственно Правительству России и не входит в состав Российской Академии наук и отраслевых министерств.