В Москве завершился Международный общественный форум-диалог и выставка «АтомЭко-2017». Ее ключевой темой и девизом стала «Чистая энергия для будущих поколений», что подразумевает не только, собственно, энергию, но и ее безусловную безопасность и минимизацию ущерба для природной среды. Корреспондент «ФедералПресс» подготовил материал из самой «точки кипения» на внешне весьма неспокойном ристалище экологов и атомщиков.
Атомные фобии, охватившие мир после Чернобыля и получившие «второе дыхание» после Фукусимы, заставили человечество кардинально пересмотреть свой, ранее весьма оптимистичный взгляд о безусловном доминировании технического прогресса над вопросами безопасности. Современные атомные технологии вопрос безопасности ставят сразу во главу угла, и от него уже «танцуют». Прошедший форум в объявленный в России Год экологии особенно подчеркнул актуальность ядерной, радиационной и экологической безопасности; важность снижения антропогенного влияния промышленных предприятий на окружающую среду и общественную приемлемость программ развития отрасли. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель Наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко в своем приветствии форуму назвал эти дискуссионные вопросы «действительно важными, и согласие по ним является залогом успешной реализации масштабных экологических программ и проектов».
Заместитель генерального директора МАГАТЭ Михаил Чудаков особую роль атомной энергетики.
«Сегодня атомная генерация – это 11% мирового производства электроэнергии. Ожидается, что доля АЭС будет расти, но атомную и возобновляемую энергетику не надо противопоставлять, а нужно выстраивать совместную рабочую систему» – отметил он.
Было отмечено, что атомная энергетика не является альтернативой возобновляемым источникам энергии.
«Мы считаем, что это дополняющие друг друга компоненты, которые должны составить основу будущего безуглеродного баланса», - подчеркнул первый заместитель генерального директора - директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров, обратив внимание на необходимость разъяснения преимуществ атомной энергетики. «Если сравнить общую себестоимость на протяжении всего жизненного цикла, то атомная энергетика сегодня остается одним из самых эффективных источников получения электроэнергии», - сказал первый заместитель главы Росатома.
В свою очередь, руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин, назвал атомную энергетику «действительно зеленой», имея в виду что она не несет угроз парникового эффекта и не является причиной природных катаклизмов на планете. Он отметил, что строительство новых блоков атомных станций в России и за рубежом по российским проектам, расширение исследовательской деятельности и решение проблем «ядерного наследия» требуют постоянного совершенствования системы регулирования безопасности в области использования атомной энергии. Он также обратил внимание на необходимость снижения административных барьеров для бизнеса.
«Необходимо планомерно снижать давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Сейчас в качестве одной из основных задач по совершенствованию регулирования безопасности является исключение излишних административных барьеров в системе лицензирования деятельности в области использования атомной энергии путём перехода от лицензирования деятельности организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы для эксплуатирующих организаций в области использования атомной энергии, к внедрению механизма сертификации систем менеджмента качества этих организаций» – пояснил А. Алешин.
Арктика была представлена на форуме отдельным блоком, что вполне объяснимо. Именно с ней связывают наше углеводородное будущее и именно в ней самая ранимая для антропогенного воздействия человека природа. Есть в развитии Арктики отдельное место и для атомных технологий. Представитель Росатома Вячеслав Першуков заявил о целенаправленном развитии атомным ведомством арктической темы: «Росатом уже три года активно участвует в обсуждении экономического и социального развития Арктики. К примеру, развитие Северного морского пути возможно только за счет Росатомфлота и его ледоколов. Альтернативы атомным технологиям в части энергообеспечения этого региона нет. Как это ни странно звучит для непрофессионалов, эти технологии являются самыми щадящими для хрупкой северной природы».
Представитель Минприроды Дмитрий Фишкин посчитал роль Росатома безусловно ведущей в энергообеспечении Арктики:
«Минприроды считает роль Росатома в освоении Арктики ключевой с точки зрения энергообеспечения. Все другие виды энергетики для северной природы намного более опасны и менее эффективны. Освоение арктической ресурсной базы будет происходить за счет создания опорных зон и сырьевых центров, что невозможно без энергетической составляющей. Развитие при этом транспортной составляющей возможно только за счет Росатомфота. Без этого добыча на арктическом шельфе и транспортировка грузов невозможна», – подчеркнул чиновник.
Представитель Роатомфлота Станислав Головинский заявил о возможности в ближайшем будущем наладить круглогодичную навигацию на Северном морском пути, что позволит России организовать альтернативный Суэцкому каналу маршрут по пути из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно, а так же наладить регулярное снабжение всем необходимым российского арктического побережья:
«После постройки ледокола нового проекта «Лидер» на Северном морском пути станет возможна круглогодичная навигация. Сейчас навигация закрыта с января по июнь. Новый ледокол будет иметь ледопроходимость 4,1 метра толщины сплошных льдов. Сравнивая экономику атомных и дизель-электрических ледоколов, очевидно полное преимущество первых. Перезарядка топлива на атомоходе производится раз в семь лет, а за это время дизель-электрический ледокол потребит 540 тысяч тонн дизтоплива», – отметил С. Головинский.
Одно из ведущих предприятий Росатома – Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля (НИКИЭТ, Москва) предложил разработанную им реакторную установку «Шельф» для энергообеспечения работ по освоению свинцово-цинкового месторождения «Павловское» на Новой Земле. Об этом заявил заместитель генерального директора НИКИЭТ по инновационным проектам Александр Пименов. «В базовом исполнении эта установка предназначена, в частности, для использования в качестве источника электроснабжения объектов, расположенных на морском шельфе, включая районы Арктического побережья, а также районов с практически отсутствующей энергетической и транспортной инфраструктурой. Ее мощность составит 6,4 МВТ», – раскрыл некоторые детали проекта Пименов. Также «Шельф» может быть использован для энергообеспечения и Чаун-Билибинском энергоузле (на Чукотке). По словам Пименова, размещение «Шельфа» на Павловском месторождении позволит исключить схему с двухблочной станцией, когда второй блок необходим для энергоснапбжения во время остановки первого блока на перезагузку топливных элементов. Основная нагрузка при этом ляжет на дизельные установки, которые будут расположены в районе месторождения, а сам «Шельф» будет сглаживать пиковые нагрузки и поможет эксплуатировать энергосистему месторождения в оптимальном режиме. Стоимость создания головного блока составит 6,7 миллиарда рублей, а серийные блоки будут дешевле – по 5,2 миллиарда рублей. В части стоимости киловатта «Шельф» более предпочтителен, чем энергоснабжение от дизель-генераторов. У «Шельфа» стоимость киловатта составит 22 рубля, а сейчас на Новой Земле, где находится Павловское месторождение, киловатт обходится не менее 40 рублей.
Балансовые запасы Павловского месторождения по категориям B+C1+C2 составляют более 2,48 миллиона тонн цинка, 549 тысячи тонн свинца и 1194 тонны серебра. Переработкой свинцово-цинковых руд займется будущий горно-обогатительный комбинат, который построит горнорудный дивизион Росатома «Атомредметзолото».
Павловский ГОК станет самым северным и крупнейшим горно-обогатительным комбинатом в Арктике. Проектная мощность нового ГОК – около 220 тысяч тонн цинкового и 50 тысяч тонн свинцового концентратов в год, а также 16 тонн серебра в год. Планируемый объем инвестиций в проект – 27 миллиардов рублей. Начать эксплуатацию ГОК планируется после 2020 года.