Иорданская комиссия по атомной энергии (JAEC) подписала меморандум о взаимопонимании с американской компанией с X-energy. Предметом соглашения является анализ возможности строительства в Иордании разработанного этой компанией малого модульного высокотемпературного газоохлаждаемого реактора Хе-100 с шаровыми твэлами.
Хе-100 – это реактор мощностью 200 МВт (тепловых) или 75 МВт (электрических). В «базовой комплектации» реакторы строятся пакетами по 4 блока, т.е. суммарной электрической мощностью 300. Топливом являются твэлы, изготовленные в виде шариков (Triso), каждый из которых имеет ядро из оксикарбида урана (химическая формула UCO), обогащенное до 10% по урану-235, окружённое углеродным слоем (играющий роль замедлителя нейтронов) и керамической оболочкой. Одно из преимуществ такого топлива в том, что оно в принципе не может расплавиться
Председатель JAEC Халед Тукан заявил в связи с подписанием этого соглашения:
«В случае реализации проекта высокотемпературного реактора мы можем использовать его как для производства электроэнергии, так и для неэнергетических целей, например, опреснения воды и различных других промышленных технологий, кроме того, Иордания получит промежуточное звено между реакторными технологиями 3 и 4 поколений».
В свою очередь, генеральный директор X-energy Кам Гаффарян (Kam Ghaffarian) заявил, что реализация этого проекта в Иордании
«станет прорывом для передовых реакторных технологий, потому что продемонстрирует потенциал реакторов Xe-100 в промышленном масштабе. Демонстрация успешной работы реактор Xe-100 в Иордании по обеспечению чистого воздуха и пресной воды, позволит нам вывести этот реактор на мировые рынки и предлагать его также и другим подобным странам».
Разработка высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов (ВТГР) в США началась ещё в 1940-х годах в Окриджской национальной лаборатории Минэнерго США, и конструкция реактора X-energy в целом основана на этих ранних разработках. Попытки создания демонстрационных газоохлаждаемых реакторов также были в Великобритании и Германии. В настоящее время в мире имеются два действующих демонстрационных ВТГР - реактор HTTR в Японии и реактор HTR-10 в Китае.
В январе нынешнего года компания X-energy получила от Минэнерго (DoE) на условиях софинансирования сумму $53 млн на пять лет для дальнейшего развития технологии Хе-100 в сотрудничестве с компаниями BWX Technology, Teledyne-Brown Engineering, SGL Group, Орегонским государственным университетом и национальными лабораториями в Айдахо и Окридже. В сентябре X-energy подписала соглашение с обогатительной компанией Centrus по производству топлива для реактора Хе-100. Согласно этому соглашению, стороны совместно разработают технологию промышленного производства топлива, разработают экономически эффективную, высокоавтоматизированную технологическую линию производства и будут изыскивать финансирование для будущего коммерческого предприятия по производству топлива.
Иордания в настоящее время получает более 90% необходимой электроэнергии за счёт импорта. Чтобы избавиться от зависимости от других стран, правительство Иордании делает ставку на атомную энергетику. Первая АЭС в стране, состоящая из двух блоков российского проекта ВВЭР-1000 будет построена в регионе Амра, примерно в 70 километрах к востоку от Аммана. Первый блок планируется ввести в эксплуатацию к 2021 году, второй - к 2025 году.
Малые реакторы также находятся в сфере внимания Иордании. В ноябре 2013 года Иорданская комиссия по атомной энергии (JAEC) заявила о планах строительства несколько малых реакторов мощностью около 180 МВт. В марте 2017 года было подписано соглашение между JAEC и Центром ядерных и возобновляемых технологий имени короля Абдуллы (Саудовская Аравия) на предмет подготовки технико-экономического обоснования для строительства двух малых реакторов в Иордании. Кроме того, в нынешнем году JAEC подписала аналогичное соглашение с британской компанией Rolls-Royce.