Предприятие госкорпорации "Росатом" ФГУП "Атомфлот" (Росатомфлот) организовало открытый конкурс на выполнение прогноза состояния арктических льдов на период 2030-2050-х годов, результаты которого будут необходимы для планирования судоходства по Северному морскому пути, следует из материалов на сайте закупок "Росатома".
Как отмечается в этих материалах, исследование состояния морских арктических льдов в 2030-2050 годы предполагает, в числе прочего, оценку их современного состояния и эволюции в предшествующие годы, начиная с первых спутниковых наблюдений в конце 1970-х годов, а также анализ причин и механизмов наблюдаемых изменений климатической обстановки в Арктике и на Земле в целом, в том числе благодаря антропогенному влиянию.
Кроме того, предстоит найти и обосновать новые подходы к прогнозу сроком на десять и более лет и сделать на основе этого экспертное заключения относительно наиболее вероятных сценариев развития ледовых условий в Арктике.
Как сообщалось ранее, "Росатом" планируется наделить полномочиями по осуществлению надзора и контроля судоходства на Северном морском пути. Предполагается, что принятие соответствующего законопроекта позволит существенно активизировать развитие СМП в качестве национальной транспортной магистрали в Арктике. Принятие этого документа ожидается в нынешнем году.
В соответствии с документом, "Росатом" может, в числе прочего, получить полномочия по организации прохода судов в акватории Северного морского пути и мониторингу гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки на СМП.
Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» (вошло в состав Росатома в 2008 году) являются: ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение научных экспедиций в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. и 5 судов технологического обслуживания. В настоящее время в Санкт-Петербурге строится серия из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Урал» и «Сибирь») мощностью 60 МВт каждый. Новые ледоколы будут обладать переменной осадкой, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов.