Компания Framatome (бывшая составная часть французской AREVA, вновь ставшая самостоятельной компанией после прошедшей в прошлом году реорганизации AREVA), получила грант от Министерства энергетики США (DOE) на сумму 49 миллионов долларов для ускорения разработки и коммерциализации толерантного топлива.
Напомним, вопрос о разработке «толерантного» (безаварийного) ядерного топлива (в западных странах обозначается аббревиатурой EATF – enhanced accident tolerant fuel) – получил актуальность после аварии 2011 года в Фукусиме, когда выяснилось, что цирконий, который ранее использовался как материал для оболочек тепловыделяющих сборок и считался безопасным материалом, в специфических температурных условиях, возникших в Фукусиме, реагирует с водой с выделением водорода, что усиливает риск пожарной опасности.
Поэтому во многих странах мира, использующих атомную энергию, рассматривается вопрос о разработке топлива, лишённого этих недостатков. В частности, значительного успеха в этом отношении достигла российская топливная компания Росатома ТВЭЛ, предложившая проект «толерантного» топлива с керамической оболочкой твэлов.
Framatome, в свою очередь, разрабатывает как линейку различных видов толерантного топлива для различных типов реакторов. Один из их проектов, например, представляет собой оболочки топливных элементов их оксида хрома и металлического хрома, что должно обеспечить более безопасные условия эксплуатации топлива. В испытаниях этих видов топлива принимают участие французские CEA и EDF, а также швейцарская АЭС Гесген. Также в 2017 году было объявлено о намерениях испытывать хромированные твэлэ на энергоблоке №2 американской АЭС «Вогтль».
В качестве более дальней перспективы Framatome продолжает исследования по топливным элементам с использованием карбида кремния.
Framatome является одной из трех компаний, работающих с Минэнерго США в вопросах разработки толерантого топлива. Двумя другими компаниями, этот тематикой, являются также Global Nuclear Fuel (GNF) и Westinghouse, обещающие коммерциализировать свои проект толерантного топлива а 2025 году. Предполагается, что на новое поколение топлива должны будут в 2030-х годах перейти все американские АЭС, которые к тому моменту получат лицензии на продление эксплуатации.