Госкорпорация "Росатом" к декабрю 2020 года подготовит предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания портов-хабов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском, следует из презентации заместителя генерального директора компании - директора дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши.
Согласно презентации, строительства морских логистических центров необходимо для обслуживания международных, в том числе транзитных, перевозок по Севморпути и создания российского транзитного контейнерного оператора.
Проект предполагает разработку механизмов господдержки, обеспечивающих глобальную конкурентоспособность международных перевозок по Севморпути. К концу 2035 года СМП станет базовым элементом конкурентоспособного международного и национального морского транспортного коридора, говорится в презентации.
По данным Росатома, для обеспечения к 2035 году перевозок по СМП прогнозной грузовой базы необходимо разработать программу развития и господдержки российского судостроения. Всего к 2035 году необходимо построить пять атомных ледоколов ЛК60, три атомных ледокола "Лидер" и четыре ледокола работающих, на СПГ. Для обеспечения экспорта российской продукции с арктических проектов РФ судами под национальным флагом потребуется 59 танкеров ледового класса, 21 балкер и 15 газовозов.
Кроме того, в период до 2024 года необходимо выполнить съемку около 300 тыс. км рельефа дна в акватории Севморпути, модернизировать и построить флот специализированных гидрографических и лоцмейстерских судов, построить 16 судов ледового класса аварийно-спасательного флота.
"Росатом" является оператором по развитию инфраструктуры Северного морского пути, в том числе атомного ледокольного флота. В декабре госкорпорация стала совладельцем купившей контрольный пакет "Трансконтейнера" группы "Дело, декларируя идею развития перевозок по Северному морскому пути.
Весной этого года замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, курирующий вопросы развития Арктики, сообщал, что ведомство прорабатывает вопрос создания российского контейнерного оператора для транзита грузов по Севморпути.
"Наша идея заключается в том, чтобы создать регулярную контейнерную линию, которая будет работать на трассе СМП. Ключевая задача - сделать СМП выгоднее, чем южный маршрут", - говорил он.
По его словам, государство минимум на ближайшие 20 лет должно взять на себя все риски, связанные с транзитом грузов по СМП. Для этого необходимо создать российского контейнерного оператора, который будет осуществлять перевозки грузов между Петропавловском-Камчатским и Мурманском. До этих портов фидерными судами грузы будут доставляться из любых портов Азии и Европы, там консолидироваться на контейнеровозах арктического класса. А далее те же фидерные суда будут доставлять грузы до конечных портов назначения.
"Для того, чтобы этот проект состоялся, существующего регулирования в сфере СМП недостаточно. Границы СМП сегодня четко определены в соответствии с международным правом - от Новой Земли до Чукотки. Поэтому в стратегии мы вводим новое понятие Северного морского транспортного коридора, собственно всей транспортной коммуникации от Мурманска до Камчатки, и считаем, что функции Единого оператора СМП должны распространяться на весь этот коридор", - пояснял замглавы Минвостокразвития.
По предварительным оценкам Минвостокразвития, существующий объем транзита грузов по Севморпути - 0,5 млн тонн, в перспективе 15-20 лет его можно увеличить до 5 млн тонн.
Минвостокразвития считает, что Арктика позволит России занять место одного из лидеров по производству СПГ с объемом в 120 млн тонн. Развитие нефтегазовой отрасли в Арктике позволит в ближайшие 15 лет довести загрузку Севморпути до 160 млн тонн, то есть в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом.
"В ближайшее десятилетие объем перевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей, но именно удовлетворение их потребностей в ледоколах, навигации, связи, безопасности создаст базу для круглогодичного прохождения судов по СМП с коммерческой скоростью", - подчеркивал Крутиков.
В акватории Севморпути расположены 6 морских портов - Певек, Диксон, Тикси, Хатанга, Сабетта и Дудинка. Помимо морских портов, в акватории СМП осуществляют грузовые операции 17 оборудованных и необорудованных пунктов на побережье материка и островах.
Маршрут по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет в два раза сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал. По итогам 2018 года объем грузоперевозок по Севморпути вырос в два раза, почти до 20 млн тонн. Ожидается, что в 2019 году грузопоток по СМП превысит 30 млн тонн.