В гатчинском Петербургском институте ядерной физики (ПИЯФ) отметили 85 лет со Дня рождения Георгия Ефимовича Солякина и 110 лет со Дня рождения Эммануила Ефремовича Берловича.
Георгий Ефимович Солякин (13.04.1935 – 03.05.2011 гг.) - старший научный сотрудник Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова, один из самых активных физиков-экспериментаторов Отделения физики высоких энергий. Будучи еще студентом Политехнического института, он в 1956 году пришел в лабораторию А.П. Комара, и с этого времени вся жизнь его была связана с Физико-Техническим институтом, а затем с ПИЯФ.
Солякин начал свои исследования с процессов фотоделения тяжелых ядер и остался верен тематике деления на всю жизнь. Результаты проведенных исследований легли в основу кандидатской диссертации, защищенной Солякиным Г.Е. в 1964 году "Энергетические характеристики осколков деления ядер 232Th и 238U гамма-квантами и заряженными частицами". В то время наиболее интересным был вопрос о влиянии энергии возбуждения, вносимой в ядро, на массовые характеристики осколков деления, которые отражали вклад разных типов деления – симметричного (на осколки равных масс) и асимметричного. Поэтому эксперименты проводились при разных энергиях гамма-квантов, а также альфа-частиц и тяжелых ионов. Позднее началась длившаяся несколько лет работа по исследованию процесса деления урана 238U и тория 232Th гамма-квантами высоких энергий (Еγmax ~ 250 МэВ) на линейном ускорителе в Харькове. Затем впервые исследовались более легкие ядра: висмут 209Bi, свинец 208Pb, золото 197Au, имеющие высокий барьер деления и требующие еще больших энергий Eγmax ~ 1000 МэВ. После запуска нашего ускорителя, на пучке протонов, удалось осуществить эксперименты по делениюсреднетяжелых ядер, что было большим достижением, так как сечение деления здесь было в 1000 раз меньше, чем на уране.
По инициативе Солякина Г.Е. был проведен самый первый эксперимент на синхроциклотроне, сразу после сдачи ускорителя полномочной комиссии в апреле 1970 года. В результате были получены угловые распределения осколков деления ряда ядер от урана до рения.
Ориентируясь на строившийся в Гатчине синхроциклотрон, он задумал и осуществил мечту о приборе, реализующем новую, не стандартную до сих пор методику регистрации продуктов деления. По его проекту и при непосредственном руководстве в середине 70-х был создан прибор мирового уровня ПУСЭК2 для изучения деления, вызванного высокоэнергетичными протонами в большом диапазоне масс делящихся ядер. Лишь спустя четверть века появилась возможность повторить эксперименты Солякина Г.Е. в GSI (Германия) на пучках тяжелых ионов. Благодаря совместным результатам, полученным в Гатчине и Дармштадте, возникла полная картина расщепления ядер 238U протонами с энергией 1 ГэВ.
Эммануил Ефремович Берлович (10.04.1910 – 09.01.1992) – доктор физико-математических наук, профессор, создатель и руководитель комплекса ИРИС, внесший значительный вклад в изучении физики экзотических нуклидов. Эммануил Ефремович получил прекрасное образование, окончив кафедру Ленинградского Государственного Университета, которой руководил известный физик академик Петр Иванович Лукирский-ученик А.Ф. Иоффе и учитель многих знаменитых физиков. С именем А. Иоффе-«отца советской физики» - была связана и дальнейшая судьба Эммануила Ефремовича, приглашённого на работу во ФТИ его директором в 1946 году. Э. Берлович начал трудиться в лаборатории Термоядерных исследований. Однако, когда замаячили контуры ускорительного центра в Гатчине, он без колебаний решил перейти в лабораторию Высоких энергий и начал работать в Гатчине, создав сектор Спектроскопии ядер глубокого расщепления. С тех пор его судьба была неразрывно связана с филиалом ФТИ, превратившегося в ЛИЯФ, а затем и в ПИЯФ.
В 1966 году Эммануил Ефремович защитил диссертацию по развитому им методу совпадений. Защита состоялась в Физтехе на заседании Учёного Совета, которое вёл академик Борис Павлович Константинов. В следующем году он был утверждён в звании профессора. Завершив этот этап своей научной деятельности, профессор Э. Берлович полностью погрузился в проблемы создания комплекса, получившего название ИРИС (Исследование Радиоактивных Изотопов на Синхроциклотроне).
К тому времени аналогичные научные комплексы уже начали планироваться и вводится в действие за рубежом, и Эммануил Ефремович справедливо считал, что главным критерием успеха его начинания в ЛИЯФ должны быть новые физические идеи. Такой подход от идей к созданию приборов отличал его как яркого представителя физтеховской школы. Этот подход позволил достаточно быстро пройти одобрение проекта на слушаниях в Академии Наук, где были представлены авангардные возможности планируемой гатчинской установки по сравнению с запускаемыми в мире. Поисковый стиль исследований на созданной в середине 70-х годов установке ИРИС, включающей масс-сепаратор продуктов реакции глубокого расщепления на пучке протонов синхроциклотрона, вывел эту установку в число мировых лидеров в исследованиях экзотических ядер. Уже на самом первом этапе её функционирования был открыт не один десяток новых, неизвестных ранее, изотопов различных элементов таблицы Д.И. Менделеева. А в совместных экспериментах с коллективом из Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ (Дубна) была впервые идентифицирована граница протонной устойчивости ядер.
Широта кругозора и богатая интуиция привели профессора Э. Берловича к предложению использовать метод ступенчатой лазерной ионизации атомов для измерений зарядовых радиусов нестабильных ядер. Это предложение было впервые реализовано совместными усилиями сотрудников ПИЯФ и Института спектроскоиии (г. Троицк) и затем осуществлено на установке ISOLDE в ЦЕРНе (г. Женева). Многие работы получили мировую известность, а его детище -установка ИРИС- и по сей день остаётся единственной в своём роде в стране. Непреходящим наследием Эммануила Ефремовича следует считать его необычный почерк в познании глубин мироздания, зовущий к неординарному креативному решению возникающих проблем. Он был скромным и поистине интеллигентным человеком, готовым в любой момент тактично прийти на помощь начинающей свою научную жизнь молодёжи и всем тем, кто тяготеет к науке.