ИЦАЭ Кирова совместно с Центром современного искусства «Галерея Прогресса» продолжает серию публичных онлайн-интервью с учёными и популяризаторами науки в рамках рубрики #лекторийнадиване.
14 апреля сотрудники ИЦАЭ Кирова провели прямой эфир Public talk с химиком и экологом. Темой для разговора послужила статья в журнале «Nature» о том, что учёные обнаружили фермент, разлагающий пластиковые бутылки на 90%. Значит ли это, что начнется новая эра в переработке бытового мусора и мусорные полигоны уйдут в прошлое?
Сергей Фомин, кандидат технических наук, директор Института химии и экологии ВятГУ, начал своё выступление со слов, что производство и использование пластика в мире растёт. Особенно часто пластик используют для изготовления различных видов упаковки. Но ПЭФТ, или полиэтилентерефталат, который учёные научились перерабатывать с помощью особого фермента, составляет всего 6,5% от общего количества применяющихся полимеров.
Далее Сергей рассказал, что в производстве полимера участвуют углерод, кислород и водород, а также терефталевая кислота и этиленгликоль. Когда полимер встречается с водой, он может подвергаться деполимеризации, то есть при особых условиях разлагаться на первоначальные молекулы. В результате получаются очищенные исходные вещества, которые в дальнейшем можно использовать в производстве таких же продуктов.
Эксперт отметил, что среди всех способов переработки ПЭТ (сжигание, радиационная деструкция, термическое разложение, химический рециклинг и т.д.) чаще всего используется химический рециклинг.
«Коллеги из Франции в качестве вещества, которое облегчает процесс деполимеризации, используют определённый фермент, который играет роль катализатора. Именно этот фермент снижает температуру, и процесс деполимеризации проходит в более мягких условиях», — в заключение сказал Сергей.
Елена Рибеиро, которая вот уже 10 лет живёт во Франции, рассказала про систему сортировку мусора в этой стране. Так, у каждой семьи дома есть два контейнера. В первый контейнер выбрасывают мусор, который пойдёт на переработку — бутылки, пластиковые упаковки, картон и бумага, алюминий. Во втором контейнере размещают бытовой мусор. Он идёт на захоронение или на сжигание. Также в городе установлены большие контейнеры, куда люди привозят стекло, и дополнительный контейнер для старых вещей. Эти вещи идут на переработку или в Красный крест для помощи бедным. Еще в каждом супермаркете установлены ёмкости, куда можно поместить батарейки, ртутные градусники и т.д.
«Если вы хотите выбросить диван, то вам нужно договориться с мэрией, когда к вам приедут за этим диваном, либо этот диван нужно погрузить в машину и отвезти на социальную свалку», — рассказала Елена. Кроме этого, пластиковые крышки собирают отдельно, для них существуют пункты приёма. Эти крышки идут на изготовление кресел для инвалидов. Елена отметила, что такая система переработки не составляет труда для жителей. «Это воспитывается с детского сада и школы. Если вы переезжаете в новый район или город, для вас будет организована лекция, где и куда можно сдавать мусор, какие правила есть в этом населённом пункте. Вам ещё и подарят контейнер», — завершила свой рассказ Елена.
Анастасия Скурихина, автор проекта «Экососеди», директор фонда развития территорий «Земля жизни», начала своё выступление со слов Дениса Старка, основателя многотысячного всероссийского движения «Мусора.Больше.Нет»: «В России мусор перемешан, а люди разделены». Анастасия рассказала о проекте «Эко-соседи», который был поддержан Фондом президентских грантов. Суть проекта состоит в том, чтобы научить жителей многоквартирных домов раздельному сбору, собрать общее вторичное сырье, реализовать и на полученные деньги провести благоустройство (озеленение) прилегающей к дому территории. У проекта есть свой сайт: экососеди.рф.
Кроме этого, Анастасия отметила, что в пирамиде эффективности методов работы с отходами (5R: Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot) самое эффективное – это отказаться от ненужных покупок.
В чате было много вопросов и комментариев от зрителей. Дарья Метелёва спросила: «Сколько предприятий в Кировской области, которые принимают вторсырье?» Оказалось, что их около 10. «Гринвоширг — это псевдо-эко-продукты?» «Нужно быть грамотным самому и проверять, соответствует ли значок «эко» действительности или нет», — ответила Анастасия.
«Почему нельзя запретить пластик в принципе?» — спрашивали зрители. «Это очень удобно и дёшево. Если бы в нашей стране была бы продуманная система переработки пластика, то такой проблемы бы не было», — ответил Сергей.