Швейцарская компания Nagra, занимающаяся вопросами обращения с РАО и ОЯТ, выпустила материал о преимуществах и недостатках различных вариантов по месту выбора пункта хранения высокоактивных РАО перед их окончательным захоронением.
В настоящее время большая часть высокоактивных РАО в Швейцарии хранится в контейнерах на пункте хранения в городе Цвилаг, а оставшаяся часть – на пристанционном хранилище АЭС «Бецнау». В перспективе планируется их геологическое захоронение, но перед этим необходимо поместить их в контейнеры, специально предназначенные для геологического захоронения. В связи с этим рассматривается вопрос о выборе места строительства соответствующего завода по инкапсуляции РАО.
В большинстве существующих в мире проектов геологического захоронения РАО и ОЯТ завод по инкапсулированию строится непосредственно поблизости от пункта захоронения, однако это не является обязательным условием. Когда в 2018 году в Швейцарии обсуждался вопрос о выборе площадки для пункта захоронения РАО, правительство отдельным пунктом постановило, что АЭС и другие организации – производители РАО вправе предложить альтернативный вариант места для строительства завода по инкапсуляции, в частности, за пределами территории, где планируется строительство хранилища.
Как говорится в докладе Nagra, сейчас рассматриваются 4 места для строительства завода по инкапсуляции: в Цвилаге, Цвибезе, а также рядом с АЭС «Гесген» и «Лейбштадт». Напоминается также, что по итогам рассмотрения ряда возможных площадок для пунктов захоронения РАО в качестве приоритетного рассматривается площадка Нердлих-Лагерн, и ещё 3 ранее рассматривавшиеся площадки продолжают считаться резервными вариантами.
Nagra рассчитывает подать заявку на получение лицензии на строительство пункта захоронения РАО и ОЯТ к 2024 году. Процедура оформления лицензии должна продлиться до 2030 года, после чего решение будет вынесено на общенациональный референдум. В случае положительного результата, в 2050 году должна начаться эксплуатация пункта захоронения РАО низкого и среднего уровня активности, а ещё через 10 лет – пункта захоронения высокоактивных РАО.