Ранее мы уже сообщали, что в конце декабря 2020 года Госсовет КНР опубликовал документ, описывающий ключевые достижения Китая в трансформации энергетического сектора и направления будущей энергетической революции (Energy in China's New Era). Теперь обнародованы подробности этого документа.
Документ содержит краткое описание результатов трансформации китайской энергетики в период 2012-2020 гг. и общие направления дальнейшего стратегического развития энергетического сектора страны.
При этом опубликованный обзорный документ не содержит конкретных оцифрованных целей по долгосрочным или краткосрочным показателям того или иного направления развития энергетики, которые устанавливаются отдельными программами или сводными пятилетними планами социально-экономического развития страны.
Очередной 14-ый пятилетний план на 2021-2025 гг. и долгосрочные цели развития страны до 2035 года будут представлены в марте 2021 года в рамках ежегодного заседания Национального народного конгресса КНР.
Однако стоит вспомнить, что в сентябре 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин в ходе 75-ой Генеральной ассамблеи ООН заявил о стремлении Китая к достижению к 2060 году "углеродной нейтральности", что само по себе является самой масштабной задачей в истории, которую ставила себя какая-либо страна в мире.
А в ноябре 2020 года состоялся очередной пленум ЦК КПК, в ходе которого были озвучены основные рекомендации, цели и стратегические направления будущего пятилетнего плана и стратегии развития страны на период до 2035 года:
- ориентация на развитие внутреннего спроса и повышение качества жизни;
- структурная реформа и ребалансировка экономики с точки зрения участия в глобальных цепочках поставок;
- ускоренная модернизация через развитие инноваций и внедрение технологических достижений;
- развитие высокотехнологичных и экологичных производств.
Принимая во внимание сентябрьское выступление Си Цзиньпина и рекомендации ноябрьского пленума, представляется необходимым уже сейчас самым внимательным образом рассмотреть и в дальнейшем учитывать опубликованное стратегическое видение развитие энергетики Китая.
Начало новой эры
Согласно документу Госсовета, новая эра китайской энергетики ведёт свой отсчёт с 2012 года, а в июне 2014 года Председателем КНР Си Цзиньпином были сформулированы основные принципы новой энергетической стратегии Китая(Four Revolutions and One Cooperation Strategic Vision, 2014):
- реформа энергопотребления, в том числе исключение нерационального потребления энергии и повышение энергоэффективности;
- реформа структуры энергоснабжения, предполагающая развитие диверсифицированной энергетики за счёт различных источников с упором на низкоуглеродные и зелёные сегменты энергетики, развитие собственной добычи нефти и природного газа и снижение объёмов потребления угля;
- реформа энергетических технологий, предусматривающая технологическую модернизацию энергетической отрасли, внедрение в энергетику цифровых технологий;
- реформа энергетического рынка, предполагающая реализацию мероприятий по трансформации принципов государственного регулирования и управления энергорынком, изменение подходов к ценообразованию, делегирование полномочий и развитие конкуренции;
- всестороннее и многовекторное развитие международной кооперации для повышения устойчивости поставок энергоносителей и обеспечения энергетической безопасности Китая.
Представленная в июне 2014 года "Стратегическая дорожная карта развития энергетики на 2014-2020 гг." (Strategic Action Plan for Energy Development 2014-2020), среди прочего, устанавливала конкретные целевые показатели развития энергетики Китая к 2020 году, в том числе:
- доля неископаемых источников энергии в первичном энергопотреблении должна достичь 15%;
- доля природного газа должна составить не менее 10%, а доля угля не должна превысить 62%;
- установленная мощность гидроэлектростанций должна достигнуть 350 ГВт;
- установленная мощность ветрогенерации должна достигнуть 200 ГВт, а стоимость генерируемой электроэнергии должна сравняться со стоимостью электроэнергии, производимой на угольных станциях;
- установленная мощность распределённой солнечной генерации (в том числе, с учётом стимулирования установки солнечных панелей на крышах домов) должна достигнуть 100 ГВт, а стоимость солнечной электроэнергии должна соответствовать среднему значению в энергосистеме в целом;
- общая установленная мощность атомной генерации должна достигнуть 58 ГВт.
В соответствии с параметрами 13-го пятилетнего плана развития энергетики, представленного в ноябре 2016 года, и целого набора сопутствующих программных документов по развитию отдельных секторов энергетики (гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика и т.д.), целевые уровни развития возобновляемой генерации к 2020 году были вновь пересмотрены в сторону повышения.
Так. целевые уровни развития гидроэнергетики к 2020 году были установлены на уровне 380 ГВт, ветрогенерации - на уровне 210 ГВт, а целевое значение развития солнечной генерации составляло 110 ГВт (при этом целевые показатели развития атомной генерации на уровне 58 ГВт были сохранены).
Таким образом, представленный в декабре 2020 года обзорный документ представляет собой своеобразный отчёт правительства страны о достигнутых промежуточных результатах по трансформации энергетического сектора Китая и даёт представление об основных направлениях дальнейшего развития энергетики страны.
К концу 2019 года установленная мощность китайской электроэнергетикивыросла на 75% (по сравнению с данными 2012 года) и составила 2010 ГВт, объём производства электроэнергии за этот период вырос на 50% и составил по итогам 2019 года примерно 7,5 триллионов кВт×ч.
Добыча природного газа в Китае за указанный период выросла примерно на 60% и составила 176,2 миллиардов кубических метров, при этом собственная добыча нефти за этот период внутри Китая практически не изменилась.
Активное развитие в период 2012-2019 гг. получила энергетическая инфраструктура - за указанный период в Китае было построено 87 тысяч км магистральных газопроводов, 55 тысяч км нефтепроводов, 9 крупных нефтехранилищ и свыше 300 тысяч км высоковольтных линий электропередач (330 кВ и выше).
В документе подчёркивается, что в результате целевых мероприятий к концу 2015 года в Китае была достигнута 100% доступность электроэнергии для населения - только за период 2013-2015 гг. на развитие энергетической инфраструктуры районов страны, жители которых ранее не имели доступа к электроэнергии, было потрачено около 25 миллиардов юаней (около 4 миллиардов долларов США).
В документе отмечается, что сформулированные в 2014-2016 гг. ключевые цели по трансформации энергетического сектора КНР досрочно выполнены - по состоянию на конец 2019 года доля угля в первичном энергопотреблении составила 57,7% (снижение примерно на 11% за период 2012-2019 гг.), а доля неископаемых источников энергии в первичном энергопотреблении составила 15,3%.
При этом угольные электростанции общей установленной мощностью более 750 ГВт реализовали программы энергоэффективности, а в целом по результатам программы повышения эффективности и экологичности угольной энергетики по состоянию на конец 2019 года в Китае примерно 86% всех угольных электростанций относятся к разряду электростанций со сверхнизкими уровнями выбросов (890 ГВт из общего объёма примерно 1035 ГВт).
Целевые показатели по развитию в Китае возобновляемой энергетики были также перевыполнены ещё за год до установленных сроков - уже по состоянию на конец 2019 года в стране было введено в эксплуатацию 210 ГВтветрогенерирующих мощностей, а суммарная установленная мощность солнечной генерации составила 204 ГВт.
С учётом гидроэнергетики (356 ГВт) и генерации с использованием биомассы (23,69 ГВт), суммарная установленная мощность электрогенерации с использованием возобновляемых источников в Китае к концу 2019 годапревысила 790 ГВт.
В мировом масштабе китайская энергетика лидирует по объёмам для каждого из видов зелёной генерации, а в целом возобновляемая генерация в Китае составляет около 30% мировых мощностей.
Общий объём инвестиций в развитие возобновляемой энергетики в Китае с 2010 года составил примерно 818 миллиардов долларов США (что также составляет около 30% всех глобальных инвестиций в развитие зелёной энергетики за указанный период).
В документе отмечается, что к настоящему моменту в КНР сформирована полная производственная цепочка в области возобновляемой энергетики.
На территории страны сконцентрированы 67% мирового производства поликристаллического кремния, свыше 70% мировых производственных мощностей по выпуску фотоэлементов и солнечных батарей (экспорт которых осуществляется более чем в 200 стран мира), а также свыше 40% мировых производственных мощностей по выпуску ветряных турбин.
Отдельно подчёркивается, что существенные успехи были достигнуты в Китае в области энергоэффективности и энергосбережения - согласно документу, за период 2012-2019 гг. объём энергопотребления на единицу ВВП снизился на 24%, а средний ежегодный рост энергопотребления за указанный период составил лишь 2,8% (при том, что средний ежегодный прирост ВВП за указанный период составлял 7%).
При этом установленные в стратегии 2014 года целевые уровни развития атомной электрогенерации в Китае не были достигнуты (установленная мощность не менее 58 ГВт, см. выше).
Видимо, по этой причине в опубликованном в декабре 2020 года отчётном документе используется формулировка "…по состоянию на конец 2019 года установленная мощность атомных станций, находящихся в стадии сооружения и эксплуатации составляет 65,93 ГВт…".
По данным МАГАТЭ, по состоянию на 31 декабря 2019 года на территории КНР в стадии эксплуатации находилось 48 энергоблоков суммарной мощностью 45,5 ГВт, в стадии сооружения - 11 энергоблоков общей мощностью 10,6 ГВт.
Необходимо отметить, что заложенные в предыдущем 12-ом пятилетнем плане развития энергетики на период 2010-2015 гг. целевые значения развития атомной генерации также были не достигнуты.
Так, установленная мощность китайских АЭС по состоянию на конец 2015 года составляла 27,2 ГВт, при этом целевые уровни 12-го пятилетнего плана предполагали ввод в эксплуатацию 40 ГВт атомных генерирующих мощностей, а целевые значения развития возобновляемой энергетики были также перевыполнены, а именно:
- по состоянию на конец 2015 года мощность гидроэнергетики в Китае составила 319,5 ГВт (целевое значение было установлено на уровне 290 ГВт);
- мощность ветрогенерации составляла 130,8 ГВт (целевое значение - 100 ГВт);
- мощность солнечной генерации составляла 43,2 ГВт (целевое значение - 21 ГВт).
При перечислении ключевых прорывов в развитии ключевых энергетических технологий в документе отмечается - к настоящему моменту Китай освоил технологию проектирования и строительства АЭС гигаватного класса с реакторами с водой под давлением, а оборудование и технологии ядерной энергетики третьего поколения, разработанные Китаем самостоятельно, являются передовыми во всём мире.
Кроме того, кратко упоминается, что достигнут значительный прогресс по сооружению энергоблока №5 АЭС "Fuqing" ("…первого в мире пилотного энергоблока с реактором "Hualong-1" с собственными правами интеллектуальной собственности Китая…"), а также в реализации пилотных проектов реактора с водой под давлением CAP-1400, высокотемпературного газоохлаждаемого реактора, реактора на быстрых нейтронах и усовершенствованных модульных реакторов.
При перечислении ключевых прорывов в документе выделяются четыре "блока":
- технологии и оборудование для возобновляемой энергетики;
- технологии и оборудование в области электросетевого хозяйства;
- ядерно-энергетические технологии;
- технологии и оборудование для разведки и добычи газа.
Мероприятия общего характера
Отдельные разделы обширного обзорного документа посвящены описанию реализованных мероприятий по таким направлениям как:
- поддержка развития технологий;
- трансформация энергетических рынков;
- сокращение административных и бюрократических барьеров по подключению новых потребителей к энергосетям (к концу 2019 году достигнуты регламентные сроки - заявка любого нового потребителя на подключение к энергосистеме должна быть удовлетворена в течение 30 рабочих дней);
- изменение подходов к ценообразованию (в том числе, по тарифам естественных монополий);
- развитие конкуренции, в том числе мероприятий по стимулированию иностранных инвестиций в развитие энергетического сектора страны;
- активное участие Китая в реализации международной энергетической повестки (отмечается, что межгосударственное сотрудничество в области энергетики реализуется с более чем 90 странами и регионами мира, а также КНР участвует более чем в 30 международных организациях и многосторонних партнёрствах).
В заключении документа подчёркивается - Китай остается привержен реализации мероприятий по энергетической революции и в дальнейшем будет двигаться ещё быстрее по пути построения "…чистой, низкоуглеродной, безопасной и эффективной энергетической системы…".
А также Китай "…будет работать вместе со всеми странами над расширением сотрудничества в области глобального управления энергетикой, способствовать устойчивому развитию глобальной энергетики и защищать глобальную энергетическую безопасность…".