Социально-экономические последствия закрытия АЭС в США могут быть "скорыми, серьёзными и длительными". Об этом говорится в публикации "Nuclear Engineering International" на основе доклада, подготовленного американской некоммерческой организацией "Nuclear Decommissioning Collaborative" по заказу министерства торговли США.
Эксплуатация типичной атомной электростанции ежегодно приносит региону размещения не менее 400 миллионов долларов, отмечается в докладе. Закрытие АЭС лишит регионы этих денег.
Конечно, вывод из эксплуатации требует денежных средств. Согласно оценке, приведённой в докладе, вывод всех действующих атомных энергоблоков в США обойдётся в сумму порядка 100 миллиардов долларов, и часть из этих денег тем или иным образом достанется регионам размещения.
Но в целом окончательные остановы блоков наносят регионам "скорые и серьёзные" экономические удары. Кроме того, местные государственные службы, такие как школы и службы реагирования на чрезвычайные ситуации, страдают при этом от значительных сокращений.
В качестве одного из примеров в докладе было разобрано положение дел, сложившееся после закрытия АЭС "Maine Yankee". Это одноблочная станция с реактором PWR, находившаяся в коммерческой эксплуатации с декабря 1972 года по август 1997 года.
На момент закрытия на станции работало свыше 500 человек, причём большинство из них проживало в пределах 20-мильной зоны.
Налоги, выплачивавшиеся станцией, покрывали 90% муниципальных расходов соседнего городка Вискассет (школы, пожарный департамент и другие общественные службы). Закрытие станции поставило город на грани краха.
"Такие местные сообщества продолжают сталкиваться с реальными потерями и постоянными трудностями",
- приводит издание слова Джима Гамильтона, основателя и исполнительного директора "Nuclear Decommissioning Collaborative".
"Несмотря на то, что бедственному положению этих общин уделяется всё большее внимание, планирование их экономического развития остается сложной задачей", - добавил Гамильтон.
В докладе перечислены некоторые из основных проблем, мешающих социально-экономическому восстановлению регионов присутствия после закрытия АЭС:
- ограниченность ресурсов для экономического развития (так, после закрытия станции может не хватать времени, финансов и местных возможностей для планирования экономического восстановления);
- крутая кривая обучения (вывод из эксплуатации атомных энергоблоков рассматривается каждый раз как уникальная работа; роли и обязанности местных и государственных заинтересованных сторон неясны, а возможности и ресурсы для конструктивного участия общин ограничены);
- так в тексте: steep learning curve, крутая кривая обучения; это устоявшееся неточное выражение, означающее, что для возможности использовать выигрыш от накопленного опыта требуется много предварительных попыток и усилий;
- отсутствие полного понимания социально-экономического влияния работающей АЭС (как результат, многие социально-экономические последствия закрытия АЭС могут оказаться неожиданными);
- долгосрочное присутствие ОЯТ на площадке закрытой станции, сдерживающее экономическое развитие региона присутствия;
- отсутствие cкоординированной федеральной структуры, занимающейся вопросами социально-экономических последствий закрытия АЭС.
Выводы, сделанные в докладе, носят достаточно общий характер - повысить степень согласованности и координации усилий, определять барьеры на пути к восстановлению, создать национальную сеть регионов присутствия закрываемых АЭС, и так далее.