25 января 2021 в Волгодонске простились с бывшим директором «Атоммаша» Алексеем Головиным, который скончался 22 января после продолжительной болезни. Об этом информирует пресс-служба мэрии.
Алексея Головина называют человеком, который в середине 1990-х годов спас от гибели «Атоммаш» – один из крупнейших заводов атомного машиностроения нашей страны. Да и всю атомную отрасль, пожалуй, тоже.
Немного истории. «Атоммаш» – яркий символ индустриального триумфа Советского Союза. Завод атомного машиностроения в Волгодонске построен в 1976 году и предназначался для серийного выпуска атомных реакторов и комплектного оборудования для АЭС.
Ежегодно здесь выпускалось восемь комплектов оборудования для АЭС (реакторы, парогенераторы, перегрузочные машины, компенсаторы давления, механизмы обслуживания – всего 250 наименований). Подобного объема работ по атомной тематике еще не делал никто. Да и поныне ни один завод в мире не способен выпускать такое оборудование в комплексе.
В свое время Алексей Головин говорил
«Атоммаш» может изготовить любое оборудование для любой АЭС, от чайника до ядерного реактора. Это единственный завод в нашей стране, способный сам построить и оснастить атомную станцию».
После развала СССР развитие атомной отрасли фактически было приостановлено. «Атоммаш» перестал получать заказы. Как писала тогда газета «Коммерсант», изготовленные в Волгодонске реакторы для атомных электростанций так и остались на заводе, не востребованные заказчиками. Вместе с ними в цехах пылились парогенераторы, компенсаторы и другое оборудование. Отправлять их было некуда: строительство Ростовской, Крымской, Башкирской и Татарской АЭС, куда планировались поставки, было приостановлено.
Потеря основных заказов на комплектное оборудование для АЭС и прекращение госфинансирования привели к падению гиганта. Предприятие, от работы которого зависел весь Волгодонск, оказалось на грани развала.
Положение было отчаянным. Чтобы хоть как-то выжить, на «Атоммаше» пытались даже наладить производство легковых автомобилей «Мерседес». Тогда подобные проекты были в моде. На «Ростсельмаше», например, в те годы собирались выпускать автомобили «Вольво». Но задумка с перепрофилированием производства себя не оправдала – себестоимость «Мерседеса», изготовленного на атомных станках, оказалась запредельно высокой.
В этот тяжелый момент предприятие возглавил Алексей Головин. Энергичный директор внедрил эффективную схему управления и вывел предприятие из кризиса.
«В 1990-е и нулевые команда Головина делала все, чтобы спасти завод от развала, обеспечивая прорыв на новые рынки. В том, что «Атоммаш» был сохранен как единый комплекс и не был остановлен ни на один день, огромная заслуга Алексея Ивановича», – рассказали в мэрии Волгодонска.
Бывшему директору «Атоммаша» было 68.