Лидеры семи государств-членов Европейского союза написали письмо в Европейскую комиссию о роли атомной энергетики в климатической и энергетической политике ЕС. Полный текст письма от 19 марта, адресованного Урсуле фон дер Ляйен, президенту Европейской комиссии, Франсу Тиммермансу, исполнительному вице-президенту, Майрид МакГиннесс, уполномоченному по финансовой стабильности, финансовым услугам и рынкам капитала, и Кадри Симсон, комиссару по энергетике, доступен ниже.
Уважаемый Президент, Исполнительный вице-президент и члены Комиссии,
Позвольте нам выразить нашу признательность за последовательные усилия, предпринимаемые Европейским союзом для обеспечения климатической нейтральности к 2050 году с новой целью ЕС по чистому сокращению внутренних выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году – нашей общей цели, к которой мы стремимся и которой остаемся полностью преданными.
Однако мы обеспокоены тем, что путь, который в настоящее время определен для достижения этой цели, оставляет мало места для выработки внутренней политики в соответствии с условиями конкретных стран.
Мы убеждены, что все доступные технологии с нулевым и низким уровнем атмосферных выбросов, которые способствуют климатической нейтральности и одновременно поддерживают другие цели энергетической политики, должны не только признаваться, но и активно поддерживаться Европейским Союзом. Это особенно актуально для атомной энергетики, развитие которой является одной из основных целей Договора об учреждении Евратома, обязывающего институты ЕС содействовать этому. Кроме того, Европейская комиссия в своих решениях о государственной помощи признала развитие атомной энергетики как цель, представляющую общий интерес, даже если она не может преследоваться всеми государствами-членами, в то время как Суд ЕС, в частности, в недавнем решении по проекту АЭС “Хинкли Поинт Си” подтвердил, что атомная отрасль может получать выгоду от государственной помощи в соответствии со статьей 107 (3) (c) TFEU, и также что атомная энергия не ставит под угрозу экологические цели Договора о функционировании ЕС.
Таким образом, каждое государство-член вправе развивать атомную энергетику или воздерживаться от нее во взаимном уважении и независимо от политического выбора других государств-членов. Тем не менее, развитие атомного сектора в ЕС оспаривается рядом государств-членов, несмотря на его незаменимый вклад в борьбу с изменением климата, а также на широту еще не использованного синергизма между атомными и возобновляемыми технологиями. Будучи базовой генерацией с низким уровнем выбросов, атомная энергия гарантирует непрерывное дальнейшее развертывание возобновляемых источников энергии до гораздо более высоких уровней проникновения. Атомная энергетика также представляется очень многообещающим источником производства низкоуглеродного водорода по доступной цене и может сыграть важную роль в интеграции всего энергетического сектора. Отрасль также создает значительное количество стабильных и высококачественных рабочих мест, что будет иметь важное значение в период рецессии после пандемии COVID.
В свете вышеизложенного мы очень обеспокоены тем, что право государства-члена выбирать между различными источниками энергии и право определять общую структуру энергоснабжения (статья 194 TFEU) в настоящее время сильно ограничено политикой ЕС, которая исключает атомную энергетику из все большего количества своих политических и технологических опций.
Мы высоко ценим поддержку ЕС ядерной науки и исследований, что было закреплено в недавних политических соглашениях по ИТЭР и программе исследований и разработок Евратома. Однако сосредоточение внимания на технологиях, которые будут коммерчески применимы после 2050 года, а также на мероприятиях по выводу из эксплуатации и повышению безопасности без соответствующей основы для нового строительства атомной генерации, всё это может постепенно привести к отказу от атомной энергетики и существующих ядерных технологий, что приведет к значительной потере высококачественных рабочих мест во многих европейский странах. Это серьезная проблема не только для новых атомных объектов, но и для связанных с ними инвестиций, таких как адаптация существующих станций к производству водорода.
Наконец, все государства-члены делают выбор своей энергетической политики в полном соответствии с законодательством ЕС, включая Договор о Евратоме. Это еще один аргумент в пользу нашего настоятельного призыва обеспечить действительно равные условия для атомной энергетики в ЕС, не исключать ее из политики и стимулов ЕС в области климата и энергетики, и принимать во внимание, что половина стран ЕС используют или развивают атомную генерацию, которая составляет почти половину низкоуглеродного производства ЕС в соответствии с самыми строгими стандартами безопасности, предусмотренными рамками Евратома. Поэтому мы приветствуем недавнее заявление вице-президента Франса Тиммерманса по «Большим идеям» МЭА, в котором подчеркивается технологический нейтралитет Комиссии.
Мы призываем Европейскую комиссию стремиться к тому, чтобы политика ЕС в области энергетики и климата учитывала все пути к климатической нейтральности в соответствии с принципом технологической нейтральности. В этом контексте ко всем имеющимся и будущим технологиям с нулевым и низким уровнем выбросов следует относиться одинаково во всех стратегиях, включая таксономию устойчивых инвестиций, направленных на достижение климатической нейтральности к 2050 году.
Подтверждая нашу твердую приверженность экологическому переходу, мы по-прежнему открыты для дальнейшего обмена мнениями с вами по этой очень важной теме.
Искренне Ваши,
Андрей Бабиш, Премьер-министр Чешской Республики
Эммануэль Макрон, Президент Французской Республики
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии
Матеуш Моравецкий, Премьер-министр Республики Польша
Флорин Кыцу, премьер-министр Румынии
Игорь Матович Премьер-министр Словацкой Республики
Янез Янша, Премьер-министр Республики Словения