С начала года Росатом выделил более 1,2 млрд рублей на переоснащение лечебных учреждений в атомных городах. Деньги пошли прежде всего на покупку оборудования, необходимого для борьбы с пандемией коронавируса. Но томографы и ПЦР-лаборатории, которых раньше не было в некоторых городах, нужны и для диагностики других заболеваний. Поставки оборудования в медучреждения 26 атомных городов завершатся в мае.
В апреле 2020 года, в первую волну пандемии, больницы атомных городов столкнулись с острой нехваткой защитных костюмов, медицинских масок и антисептиков. Лечебные учреждения обычно закупали средства индивидуальной защиты на год вперед, но из-за пандемии запас иссяк за считаные дни. Чтобы купить новую партию, нужно было ждать дополнительное финансирование от ФМБА и проводить аукционы — времени на это не было. Медучреждения обратились за помощью к атомным предприятиям в своих городах.
«Росатом» экстренно организовал закупку СИЗов и оборудования для специализированных и реанимационных отделений в больницах городов присутствия. «Поставки начались в мае 2020-го. Помню, как пришла первая огромная посылка от «Росатома» с разными средствами индивидуальной защиты. Она оказалась очень кстати, в городе был всплеск заболеваемости, врачи были под ударом, — вспоминает начальник центральной медико-санитарной части № 28 в Ангарске Андрей Деменский. — Маски, респираторы, очки, защитные костюмы были в большом дефиците и подскочили в цене. Благодаря госкорпорации врачей удалось обезопасить, сотрудники нашей больницы почти не болели».
Осенью стало очевидно, что помимо средств индивидуальной защиты медучреждениям не хватает оборудования для борьбы с пандемией — аппаратов ИВЛ, современных томографов и рентген-аппаратов. Последний раз медсанчасти городов присутствия госкорпорации получали новое оборудование в 2012 году в рамках национальной целевой программы «Модернизация здравоохранения».
В ноябре 2020 года медики вновь обратились за помощью к атомным предприятиям. Профсоюзные организации атомщиков передали просьбу руководству госкорпорации. Через несколько дней после обращения «Росатом» принял решение выделить 1,2 млрд на помощь медучреждениям 26 атомных городов.
«1 декабря мы оценили потребность больниц, а уже 29 декабря деньги были доведены до территорий, — рассказывает заместитель директора департамента кадровой политики «Росатома» Мария Калинина. — Для обеспечения оперативной помощи больницам мы с Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности обратились в первичные профсоюзные организации городов присутствия. Контракты на поставку медтехники заключались от имени профсоюзов атомных предприятий».
Заболеваемость росла, и медучреждениям требовалась своевременная помощь. «Профсоюз имеет право осуществлять закупки самостоятельно, но важно было купить оборудование по конкурентной цене и у надежных поставщиков, — говорит председатель Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Игорь Фомичев. — Мы выбрали такую схему: медсанчасть обращается в профсоюзную организацию своего атомного предприятия с просьбой оказать помощь, на предприятии создается комиссия во главе с генеральным директором и с участием службы закупок, внутреннего контроля, безопасности, юристов и главного врача медсанчасти. Комиссия рассматривает заявку и, если нужно, корректирует ее. Председатель профорганизации пишет ходатайство в госкорпорацию о выделении средств, затем заключается договор о финансировании между «Росатомом» и профсоюзом предприятия. Первые заявки отработали уже в первые дни после новогодних каникул».
Медсанчасть Соснового Бора получила 64-срезовый томограф, который позволяет максимально точно выявлять изменения в легких при пневмонии на фоне COVID‑19
В госкорпорации была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли руководители служб управления персоналом, закупок, внутреннего контроля и безопасности, департамента по работе с регионами, юридического и финансового блока, бухгалтерии, ФМБА и РПРАЭП.
Ангарская медико-санитарная часть № 28 получила новые фибробронхоскопы, аппараты ИВЛ, аппараты для введения лекарственных средств тяжелым больным, облучатели и обеззараживатели воздуха, кислородные концентраторы, большой паровой стерилизатор для обеззараживания медицинских инструментов и материалов. Прежний стерилизатор, купленный 15 лет назад, в последние годы приходилось ремонтировать почти каждый месяц.
Для отделения реанимации клинической больницы № 51 Железногорска закупили стационарные аппараты ИВЛ, мониторы пациента, функциональные кровати, пульсоксиметры, шприцевые насосы, облучатели-обеззараживатели, передвижной рентгеновский аппарат, видеобронхоскоп и видеогастроскоп. В отделении эндоскопии появилась автоматизированная установка для мойки эндоскопов, а в центральной поликлинике установили новый флюорограф.
Но главной радостью стало приобретение нового томографа, отмечает Борис Аверьянов, врач отделения реанимации и анестезиологии клинической больницы № 51. В медучреждении он работает 25 лет. Говорит, к нервной работе привык давно, но такого напряжения, как во вторую волну пандемии, не испытывал никогда. Бороться с тяжелыми формами коронавируса без современного томографа тяжело, добавляет врач.
«Томограф стоит больше 50 млн рублей. На данный момент это самое дорогое оборудование в больнице. Аппарат немецкий, все инструкции на русском: легко понять, что к чему, — рассказывает Борис Аверьянов. — У нас есть похожие аппараты, но старой версии, один 2008 года выпуска, второй — 2012-го. В новом больше режимов, к тому же есть монитор, на котором можно посмотреть все параметры работы легких пациента. В томографе 22 режима работы, можно подобрать индивидуальный сценарий исследования. Мы можем видеть, нужно ли дальше держать человека на ИВЛ или он уже готов дышать самостоятельно. Раньше такие вещи врач определял во многом интуитивно. Учитывая, что вирус новый и исследован плохо, на нас была колоссальная ответственность, теперь проще. Когда мы получили аппарат, у меня было чувство, что я с «запорожца» на иномарку пересел».
В центральную медико-санитарную часть № 141 Удомли поставили несколько десятков наименований оборудования — от аппаратов ИВЛ и электрокардиографа до лабораторных наборов для тестирования больных коронавирусом и морозильных медицинских камер для хранения вакцин. Также в медсанчасти установили систему подачи кислорода, сделали разводку по палатам для подключения баллонов к кислородопроводу и аппаратам искусственной вентиляции легких.
«Мы получили восемь современных аппаратов ИВЛ, дефибрилляторы и прикроватные мониторы, которые помогают следить за состоянием больного, специальные кровати для реанимационного отделения, а также дополнительные средства индивидуальной защиты», — рассказывает главный врач клинической больницы № 71 Озерска Евгений Фомин.
А Зеленогорску «Росатом» выделил деньги на закупку компьютерного томографа, двух автомобилей скорой помощи, 61 рециркулятора воздуха для учебных заведений и городских учреждений, оснащение ПЦР-лаборатории.
В центральной медсанчасти № 31 Новоуральска в начале пандемии недооценили ее масштабы: в инфекционном госпитале развернули лишь 60 коек, однако этого оказалось недостаточно. В конце второй волны коек было уже 300.
«Без поддержки «Росатома» мы бы просто не справились. К нам в отделение поступило восемь аппаратов для СИПАП-терапии (от англ. CPAP, Continuous Positive Airway Pressure, постоянное положительное давление воздуха в дыхательных путях. — «СР»), они буквально спасли положение, мы постоянно их использовали, — вспоминает врач — анестезиолог-реаниматолог центральной медсанчасти № 31 Сергей Бызов. — До этого у нас вообще не было ни одного аппарата для неинвазивной вентиляции легких. С ними многим тяжелым пациентам удалось избежать искусственной вентиляции легких: пациент в сознании, сам пьет, ест, может переписываться по телефону с родственниками. Его не нужно интубировать и давать седативные препараты. Благодаря СИПАП-терапии многие перенесли пик болезни легче, а некоторым она спасла жизнь. И реабилитация после нее гораздо легче, чем после ИВЛ».
В Снежинске открылась первая ПЦР-лаборатория. Раньше материалы отправляли на исследование в Озерск и Челябинск
Руководитель медсанчасти № 31 Андрей Морозов говорит, что закупленное «Росатомом» оборудование стало для больницы настоящим щитом, который помог держать оборону во вторую волну пандемии. «Мы получили оборудование на сумму более 76 млн рублей. Например, трубку для рентгеновского аппарата для контроля состояния легких, когда пациенту противопоказано КТ. В реанимации теперь есть три новых прикроватных монитора, два аппарата ИВЛ, один портативный аппарат УЗИ для обследования пациентов в палате, 18 морозильных ларей, три низкотемпературных портативных холодильника, — перечисляет Андрей Морозов. — Но самое главное — новый компьютерный томограф. По сравнению со старым 16-срезовым аппаратом это небо и земля. Он позволяет делать исследование легких на 160 срезов. В нашем городе начинается новая эра в диагностике».
«Росатом» впервые настолько масштабно оказывает помощь медицинским организациям городов присутствия. Все оборудование, которое мы купили для борьбы с эпидемией, пригодится больницам и в дальнейшем, с его помощью людей будут лечить в ближайшее десятилетие, — резюмирует Мария Калинина. — Для нас важны были не только скорость поставок, мы обращали пристальное внимание на качество медицинской техники, репутацию производителей, конкурентную цену и открытость закупок. Уверена, что команда «Росатома» сделала свою работу хорошо, и медицинское обслуживание в городах присутствия улучшилось»
Какое оборудование и в каком количестве получили атомграды
- 225 — аппаратов ИВЛ
- 10 — компьютерных томографов
- 7 — рентген-аппаратов
- 4 — флюорографа
- 5 — аппаратов высокопоточной оксигенации
- 2876 — облучателей-рециркуляторов
- 13 — амплификаторов
- 555 — пульсоксиметров
- 17 открыто, 4 усовершенствовано — ПЦР-лабораторий