Американские регуляторы и представители компании "SMR, LLC" (принадлежит "Holtec") провели открытое слушание, на котором обсудили вопрос, возникший у регуляторов при рассмотрении лицензионного отчёта, касающегося аварий LBLOCA и LOCA в малом реакторе SMR-160.
Разработчики SMR-160 предлагают регуляторам исключить из проекта рассмотрение аварий с разрывом соединения между парогенератором и корпусом реактора. Если предложение "Holtec" будет принято, то подобные аварии для SMR-160 будут считаться запроектными.
Слушания показали, что между разработчиками и регуляторами имеются терминологические расхождения принципиального характера.
В "Holtec" полагают, что соединение двух сосудов (парогенератора и корпуса реактора) является сосудом, а не трубой (трубопроводом), соединяющей два сосуда. Таким образом, в проекте SMR-160 между парогенератором и реактором отсутствует трубное соединение, и нет необходимости постулировать в этой зоне реакторной установки разрыв трубопровода.
У регуляторов своё мнение. Они полагают, что соединения между сосудами, включая соединение корпуса реактора с парогенератором, функционируют как трубопровод, и их отказы (разрывы) должны рассматриваться в рамках лицензионной базы реакторных проектов.
Регуляторы согласны с тем, что применённое в проекте SMR-160 решение по соединению реактора и парогенераторов в достаточной степени уникальное. Поэтому к нему можно было бы относиться особенным образом, если разработчики предоставят регуляторам "достаточное обоснование". Однако на данный момент регуляторы предпочитают считать данное соединение трубопроводом.
У терминологического спора о том, считать ли соединение двух сосудов трубой или сосудом, есть конкретная практическая подоплёка - от этого зависит, какие нормативные документы станут к нему применяться в ходе будущего сертифицирования проекта SMR-160 в США (сейчас проект находится на стадии подготовки к сертифицированию).
На слушаниях был также затронут вопрос о предложении "Holtec" исключить из рассмотрения при сертифицировании проекта возможные разрывы в месте сварного соединения подъёмного участка (riser) парогенератора с трубной доской, мотивируя это тем, что подъёмный участок является неотъемлемой частью парогенератора.
У регуляторов на сей счёт есть сомнения. Подъёмный участок парогенератора является участком границы давления теплоносителя первого контура и участком границы собственно парогенератора. Разрыв в месте соединения с трубной доской потенциально может привести к утечке большого объёма теплоносителя.
По итогам слушаний регуляторы подтвердили, что им требуется дополнительная информация от компании "SMR, LLC". Обсуждение вопроса о том, возможен ли разрыв на соединении корпуса реактора и парогенератора, будет продолжено. Также дополнительная информация потребуется по сварным щвам в местах соединения с трубной доской парогенератора.