Судостроительная компания Samsung Heavy Industries и Корейский научно-исследовательский институт атомной энергии (KAERI) начали совместный проект по исследованию, разработке и внедрению торговых кораблей с ядерными энергетическими двигательными установками на основе расплавов солей. В соответствии с соглашением о стратегическом сотрудничестве компании планируют изучить возможности использования ядерных технологий в качестве безуглеродного энергетического решения для судоходства.
В 1950-е годы в мире наблюдался большой интерес к использованию атомной энергии для коммерческого судоходства, но отчасти из-за опасений по поводу безопасности и экономики эта технология так и не получила в то время своего дальнейшего развития. США первыми построили грузопассажирское судно с ядерной установкой “Саванна”, которое коммерчески эксплуатировалось в конце 1960-х годов, а затем Япония и Германия также построили свои ядерные торговые суда. Хотя судовые ядерные реакторы так пока и не продвинулись в торговом судоходстве, они тем не менее смогли стать ключевым компонентом мировых военно-морских сил.
Теперь компания Samsung Heavy Industry намеревается изучить возможность внедрения жидкосолевых реакторов (MSR), предвидя это как более безопасное и простое решение, которое также будет требовать меньших капиталовложений для судоходной отрасли. Разрабатываемые реакторы на расплаве солей будут использовать ядерные материалы более низкого обогащения по сравнению с материалами оружейного качества, применяемыми сейчас для топлива реакторов военных кораблей. Также там не будут требоваться системы водяного охлаждения под высоким давлением, используемые сейчас на подводных лодках и атомных авианосцах. В технологиях реакторов MSR урановое топливо будет смешиваться с хлоридной солью, и в случае расхолаживания эта смесь просто затвердеет, что значительно снижает риски взрывов, утечек и загрязнений.
«MSR - это безуглеродный источник энергии, который может эффективно помочь нам в решении проблемы изменения климата, и представляет собой технологию нового поколения, которая соответствует стратегическому видению Samsung Heavy Industries», - сказал президент Samsung Heavy Industries Джин-Тэк Юнг, - «Мы планируем сосредоточить наши усилия на исследованиях и разработках, чтобы создать этот новый судовой энергетический двигатель для нашего будущего роста и развития».
В рамках этого соглашения Samsung планирует стать пионером на рынке плавучих атомных электростанций и атомных судов на базе технологии жидкосолевых реакторов. Проводимые исследования будет включать в себя разработку компонентов MSR и сопутствующего оборудования, такого как, например, теплообменные аппараты, проектирование новых морских атомных судов, разработку бизнес-моделей, проверку эксплуатационных характеристик и экономические расчеты.
Среди преимуществ, которые Samsung видит в этой технологии, является то, что срок службы новых реакторов прогнозируется на уровне 20 лет, что будет аналогично сроку службы новых атомных судов и означает, что они не будут нуждаться в дозаправках. Южнокорейская компания также подчеркивает, что размеры жидкосолевых реакторов относительно невелики, и это также обеспечит простоту их применения на кораблях. Наконец, данные реакторы MSR должны будут иметь более высокий уровень ядерной безопасности и значительно меньший риск серьезных радиоэкологических аварий.