Связь между культурой безопасности организации, её руководством и процессами принятия решений, а также роль стандартов безопасности МАГАТЭ в обеспечении надежной основы высокого уровня безопасности стали одними из ключевых тем, рассмотренных в ходе четырехдневной пилотной виртуальной школы по лидерству в области ядерной и радиологической безопасности.
Впервые проводимая в онлайн-формате школа проходила с 28 июня по 1 июля 2021 года, в ней приняли участие 16 молодых специалистов в области безопасности из всех подразделений Секретариата МАГАТЭ. Уроки, извлеченные из пилотного проекта, будут далее использованы для совершенствования курса, который МАГАТЭ затем предложит странам как в виртуальном, так и в очном формате.
Основная цель школы - повысить осведомленность о роли лидерства в обеспечении ядерной и радиологической безопасности среди специалистов в области безопасности на стадиях ранней и средней карьеры – будущих лидеров безопасности атомной отрасли. Впервые проведенная в традиционном очном формате в 2017 году, школа позволяет участникам расширить свое практическое понимание лидерства в области безопасности с помощью интерактивных упражнений и анализа конкретных примеров и вооружить их инструментами для поддержания и повышения безопасности на атомных объектах в их повседневной работе.
"Эта школа поощряет завтрашних лидеров содействовать безопасной и надежной реализации мирного применения ядерных наук и технологий", - отметила Лиди Эврар, заместитель генерального директора и руководитель Департамента ядерной безопасности и защиты МАГАТЭ, - "Он оказывает большую поддержку в повышении осведомленности о преимуществах применения Стандартов безопасности МАГАТЭ".
До того, как пандемия коронавируса стала препятствовать международным путешествиям, было проведено восемь аналогичных учебных программ во Франции, Мексике, Индии, Турции, Бразилии, Пакистане, Марокко и Японии, в которых приняли участие в общей сложности более 235 человек из 65 стран.
Виртуальная версия школы была разработана в ответ на пандемию экспертами, включая старших специалистов эксплуатирующих организаций, представителей надзорных органов и ученых, изучающих поведение человека (т.н. “учёные-бихевиористы”). Каждый пункт образовательной программы школы связан с Общими требованиями безопасности МАГАТЭexternal link, opens in a new tab. На практических занятиях под названием "Проблемы во время останова атомной электростанции" участники узнали о важности сосредоточения внимания на безопасности, даже когда необходимо было быстро выполнить какую-либо задачу. В частности, они узнали, как сильная внутренняя культура безопасности может предотвратить возможные происшествия.
Такие навыки, как хорошая внутренняя и внешняя коммуникация, активное слушание, поощрение обратной связи и непредвзятость, были отмечены как критические факторы для того, чтобы быть хорошим лидером в области безопасности. Участники также узнали о влиянии внезапного стресса на работоспособность человека и его воздействии на принятие решений. Далее они были осведомлены и о важности сохранения спокойствия, соблюдения процессов безопасности и быстрого информирования линейных руководителей о действиях, предпринятых для обеспечения безопасности.
"В организации каждый, кто имеет сильную ответственность и приверженность безопасности, является лидером по безопасности, независимо от его роли в иерархической цепочке. Цель состоит в том, чтобы все участники завершили школу с укоренившейся в их сознании этой идеей", - сказал Шахид Маллик, руководитель Секции программ, стратегии и координации МАГАТЭ, - "Эта виртуальная школа, проведенная внутри нашей организации, стала полезной платформой для всех её участников, чтобы лучше понять, как мы можем адаптировать наши усилия по поддержке стран в укреплении лидерства в области безопасности".
Моделирование пресс-конференции, посвященной утечке радиоактивного материала в окружающую среду, позволило участникам принять участие в активной ролевой игре с заинтересованными сторонами и подчеркнуть ценность общения на основе фактов и достижения консенсуса.
Изначально школа была разработана в ответ на пробел, подчеркнутый в докладе Генерального директора МАГАТЭ 2015 года об аварии на АЭС "Фукусима-1", под названием “Необходимость системного подхода к ядерной безопасности.
"Я узнал много нового о различных шагах, которые можно предпринять, чтобы стать лидером в области безопасности. Я многое узнал из мыслей и опыта, которыми поделились эксперты и участники, о важности стандартов безопасности МАГАТЭ и о том, как открытое общение и доверие жизненно важны для поддержки усилий по укреплению безопасности", - отметил Раян Данкар, один из участников школы, молодой специалист Центра инцидентов и чрезвычайных ситуаций МАГАТЭ.