Госкорпорация «Росатом» выступила куратором направления «Современная энергетика», а также партнером направления «Умный город и безопасность» научно-технологической проектной программы для школьников 8-10 классов «Большие вызовы», которая прошла 5-28 июля в Образовательном центре «Сириус». В этом году на нее приехало рекордное число участников - 435 школьников из 64 регионов России.
Школьники приняли участие в двух проектах от Росатома: «Атомная станция малой мощности для работы на Крайнем Севере» (в рамках направления «Современная энергетика») и «Арт-резиденция на территории Имеретинской низменности» (в рамках направления «Умный город и безопасность»).
В рамках реализации проекта «Атомная станция малой мощности для работы на Крайнем Севере» участники программы «Большие вызовы» познакомились с основами атомной энергетики, изучили конструкции современных систем безопасности, освоили навыки прототипирования и научились работать в команде. На основе полученных знаний ими была разработана концепция систем безопасности для АСММ, работающей в условиях Крайнего Севера и создан интерактивный макет, наглядно демонстрирующий принципы работы пассивных систем охлаждения реакторной установки.
В качестве эксперта к проекту был привлечен Сергей Соловьев, научный руководитель АО «ВНИИАЭС» и руководитель приоритетного направления научно-технологического развития ГК «Росатом» «Атомные станции малой мощности», который прочитал участникам проектной смены несколько лекций и провел мастер-классы. Он дал несколько ценных рекомендации по концепции систем безопасности АСММ и одобрил разработанные школьниками технические решения. На протяжении всей программы «Большие вызовы» с участниками в рамках проекта «Атомные станции малой мощности для работы на Крайнем Севере» вели экспертную и организационную работу Юлия Кузина, заместитель генерального директора – директор отделения ядерной энергетики АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», Андрей Морозов, ведущий научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», Дмитрий Калякин, заместитель начальника лаборатории АО «ГНЦ РФ-ФЭИ». Мастер-классы, направленные на формирование командной работы и обучение навыкам представления своих проектов, провела тренер-консультант АНО «Корпоративная Академия Росатома» Варвара Буева.
«Госкорпорация «Росатом» традиционно курирует направление «Современная энергетика», в котором в этом году ребята выполняли пять проектов, направленных на обеспечение устойчивого энергоснабжения удаленных территорий России использованием технологий атомной и гидроэнергетики, а также систем распределенной генерации. Еще два проекта были посвящены созданию устройств, обеспечивающих электроснабжение портативной электроники и персональных компьютеров. Школьники, попавшие на смену, прошли многоступенчатый отбор, включавший региональные конкурсы, тестирование на знание физики и основ прототипирования, написание эссе и очное собеседование. Поэтому действительно можно сказать, что здесь собрались лучшие из лучших. В течение 24 дней ребята реализовывали свои проекты, осваивая новые знания, приобретая навыки и компетенции, которые не только помогли им достичь нужного результата, но и обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Результаты своей работы участники представляли на двух предзащитах и на финальной защите экспертам и наставникам, а также на фестивале, который прошел 28 июля в заключительный день программы. Безусловно, участие в работе программы даст значительный импульс развитию школьников, а также поможет компаниям-партнерам решить актуальные научно-технологические задачи, которые являются большими вызовами, стоящими перед нашей страной», - рассказал Андрей Морозов.
«25 дней мы работали над созданием атомной станции малой мощности для работы на крайнем севере. За это время я поняла, что даже самые сложные проблемы имеют решения, если работать в команде. Над нашим проектом работали семь лучших юных энергетиков России и самые крутые эксперты в сфере атомной энергетики. Думаю, мы приняли и вместе решили этот Большой Вызов!» - поделилась своими впечатлениями Алина Байдарик, участница программы «Большие вызовы» из Ростова-на-Дону.
В рамках проекта «Арт-резиденции на территории Имеретинской низменности», который был представлен Госкорпорацией «Росатом» совместно с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова, участники программы «Большие вызовы» занимались моделированием пространства умного города как необходимой основы для последующего беспрепятственного внедрения инновационных арт-технологий в городскую среду. Участники, работающие над данным проектом, изучили теоретические основы социальных и пространственных практик в урбанистике, исследовали социальный и пространственный контекст, разрабатывали проектные решения, трехмерную модель, создавали визуализацию и видеоролик, создавали 3D-модели, выполненные методами аддитивных технологических процессов. Для изготовления спроектированных 3D арт-объектов ребята применяли 3D-принтеры «Фора 300» производства «Комбината «Электрохимприбор», которые были специально привезены на программу «Большие вызовы».
Руководителями проекта «Арт-резиденции на территории Имеретинской низменности» выступили Максим Дергачев, инженер-преподаватель, начальник участка ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», и Светлана Морозова, руководитель направления «Работа с поставщиками» ООО «Русатом – Аддитивные Технологии», которые на протяжении всей программы «Большие вызовы» работали с участниками.
«Было круто, нам надо осваивать это направление. 80 проектов, многие из которых хочется реализовать у себя на предприятии. Талантливые дети, абсолютно мотивированные, в рамках жёсткого дедлайна решают поставленные задачи, осваивая новые компетенции» - поделился своими впечатлениями Максим Дергачев.
Юные исследователи работали в проектных группах над реальными научными задачами под руководством наставников - известных российских ученых и преподавателей, бизнесменов, которые научили за короткие сроки создавать интересные для производства продукты. Школьники выполнили 80 проектов по 12 направлениям, приоритетным для научно-технологического развития России, от агробиотехнологий до искусственного интеллекта. Впервые на программе не были названы победители: все школьники получили одинаковые дипломы и равные возможности для воплощения своих проектов.
Три недели участники решали задачи в проектных командах по 4-6 человек в лабораториях и мастерских Парка науки и искусства «Сириус». Командам было доступно оборудование лабораторий биохакинга и нанотехнологий, мастерских схемотехники и прототипирования, центра информационных технологий и искусственного интеллекта и других. У совместных проектов вполне реальное будущее, каждого из них также ждет постпрограммное сопровождение.