10 марта 2022

В Екатеринбурге завершились XIX Курчатовские чтения школьников

Белоярская АЭС вместе с Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга провели XIX Региональные Курчатовские чтения, посвящённые 30-летию Концерна «Росэнергоатом».

4 марта в ИЦАЭ на финальный этап Чтений собрались 25 школьников и студентов, два десятка руководителей учебно-исследовательских проектов школьников из Свердловской и Челябинской областей.

Темы для проектов школьники и педагоги выбирали сами в соответствии с номинациями конкурса. Манипулятор на дистанционном управлении и экологическая лаборатория с использованием роботизированных систем, гибридные реакторы и биотопливо, традиции атомных городов и способы избавления их от шумового загрязнения – вот только некоторые темы исследований.

«Сегодня атомная отрасль активно развивается, появляются новые технологии, новые методы работы, и мы нуждаемся в людях, которые способны быстро учиться и создавать будущее уже сегодня. Именно вы сможете продвинуть атомную науку вперёд и сделать чистую энергию атома доступной для всего человечества», — обратился к участникам Курчатовских чтений директор Белоярской АЭС Иван Сидоров.

В состав жюри конкурса вошли специалисты Белоярской АЭС, научные сотрудники Уральского отделения РАН, преподаватели УралЭНИН и ФТИ УрФУ, представители вузов и промышленных предприятий Екатеринбурга, ветераны атомной отрасли.

Виктор Лаутеншлагер, ветеран Белоярской АЭС, подводя итоги работы технической секции сказал: «Я был членом жюри на первых Чтениях. И знаете, что радует? Это интерес школьников и педагогов, а также высокое качество работ школьников, их умение соединить материал школьной программы и узких вопросов».

Одной из лучших работ в направлении «Научно-технологические аспекты атомной отрасли» стала работа ученика МАОУ № 144 г. Екатеринбурга Макара Турченюка «Конденсат Бозе — Эйнштейна». Изучение этого агрегатного состояния вещества, основу которого составляют бозоны, охлаждённые до температур, близких к абсолютному нулю, возможно, помогут создать модель спутников с атомным лазером. Макар разобрался в этом, и жюри отметило, что им была проделана важная и сложная научная работа.

По словам директора Информационного центра по атомной энергии Екатеринбурга Елены Николаевой, в этом году школьники подошли к своим проектам не только с точки зрения науки, но и продемонстрировали свои творческие способности. Для своих презентаций они разработали наглядные стенды, макеты и даже роботов.

Призёры конкурса получили возможность принять участие в образовательной смене, организованной партнёром конкурса – фондом поддержки талантливой молодёжи «Золотое сечение». Кроме этого, победители получили дипломы, сертификаты от Белоярской АЭС и приглашение на экскурсию по уникальной атомной электростанции – единственной в мире, на которой работают промышленные реакторы на быстрых нейтронах.