В комиссии по ядерному регулированию (NRC) США прошли открытые слушания по вопросам регулирования перспективных реакторов, причём затрагивалась также тематика военных и космических реакторов.
Среди докладчиков, в частности, был менеджер проекта "Pele" Джефф Ваксман (Jeff Waksman). Проект "Pele" реализуется министерством обороны США и имеет целью демонстрацию технологии мобильных малых реакторов для военных нужд.
В отличие от своего коллеги из ВВС США Джефф Ваксман подготовил достаточно большую презентацию.
Однако значительная её часть была посвящена экскурсам в историю вплоть до времён адмирала Риковера, а также похвалам в адрес топлива TRISO.
Всё это в статье мы опускаем. Тем более, что, откровенно говоря, господин Ваксман копирует эти части с минимальными изменениями из одной презентации в другую.
Из того, что в выступлении представляет интерес, отметим напоминание о достаточно жёстком графике проекта "Pele".
Весной 2022 года должен быть сделан выбор конкретного проекта мобильного малого реактора - точнее, микрореактора мощностью от 1 до 5 МВт(э).
Во второй половине 2022 года необходимо приступить к его изготовлению с целью поставки на площадку национальной лаборатории Айдахо в середине 2024 года. Первые киловатт-часы микрореактор должен выработать до конца 2024 года.
График достаточно жёсткий, особенно если учесть, что весна 2022 года подходит к концу. Выбор должен быть сделан из проектов, разрабатываемых компаниями "BWXT Advanced Technologies" и "X-energy LLC".
Среди прочих дел для демонстрационного микрореактора предстоит найти операторов. На первых порах планируется привлекать операторов с опытом работы, далее планируется подготовить операторов в инженерных войсках и национальной гвардии.
Говоря о роли NRC, докладчик отметил, что регуляторы принимают участие в проекте в качестве наблюдателей, "предоставляя практический опыт и данные для первоначальной демонстрации основ безопасности".
Гражданская сертификация микрореактора в рамках проекта "Pele" будет значительно упрощена. NRC рассмотрит и сертифицирует транспортировку микрореактора наземным транспортом как первый шаг для сертифицирования будущих мультимодальных перевозок.
Гражданские регуляторы также дополнят рассмотрение безопасности, которое будет выполнено силами министерства энергетики, однако не станут принимать участия в надзоре за эксплуатацией микрореактора.