От токарного станка Капицы до термоядерной установки «Ангара» и участия в проекте ИТЭР – вот вехи истории крупнейшего и второго по старшинству института Троицка, ГНЦ РФ ТРИНИТИ. 21 июня 1952 года постановлением ЦК КПСС и Совмина была основана Магнитная лаборатория при Институте физических проблем АН СССР. Потом были Сектор 62 и Филиал Института атомной энергии им. Курчатова, и, наконец, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований. Его 70-летие учёные отметили 23 июня в ДШИ им. Глинки.
Двухчасовая программа юбилея состояла из трёх частей: поздравления и награждения; исторический экскурс от ведущего, автора «Троицких летописей» Андрея Воробьева; культурная программа с песнями (Валерий Кузаков, Татьяна Комарова, Ольга Назарова) и танцами («Фаворит» и Ансамбль Галины Голеневой). Первым институт поздравил Владимир Рисованый, директор по научному развитию АО «Наука и инновации» Росатома.
«Институт и сегодня остаётся флагманом нашей науки», – констатировал он.
И вручил подарок: шахматы с фигурками знаменитых учёных.
«Нам 70 лет. Это значит, что мы практически ровесники отрасли, – сказал директор ТРИНИТИ Дмитрий Марков. – У нас большая и славная история. На нашей площадке была научно-техническая элита СССР. А сегодня у института появилось второе дыхание, серьёзнейшие перспективы на будущее. Мы строим новый токамак как минимум национального, а думаю, и мирового значения».
Поздравления продолжили глава города Владимир Дудочкин и председатель горсовета Владимир Бланк. О роли института в жизни Троицка говорит хотя бы то, что и Дудочкин, и экс-мэр города Виктор Сиднев – выходцы из ТРИНИТИ. Владимир Дудочкин подчеркнул роль в развитии города Евгения Велихова и Вячеслава Письменного, возглавлявших институт в 1970–1980-е.
«Меня спрашивают, что сделал институт для города. Я приехал в 1986 году, когда он делал практически всё, – вспоминал Дудочкин. – Тогда строился Сиреневый бульвар и, в частности, «Детский мир». А вы знаете, что я участвовал в его остеклении? (Аплодисменты.) Почти всё там поменяли, но несколько стёкол осталось».
Такие юбилеи – уникальная возможность узнать эпизоды истории напрямую. У входа в ДШИ им. Глинки выставлен токарный станок South Bend 1906. Он стоял в Кембридже в лаборатории Эрнеста Резерфорда, переехал к его ученику Петру Капице в московский Институт физпроблем и, наконец, оказался в Троицке. Станок работал буквально до прошлого года, пока домик, где он располагался, не снесли.
...На сцену для поздравлений и награждений поднимаются легенды из легенд. Старую гвардию узнать легко – аббревиатуру ТРИНИТИ они произносят с ударением на последнем слоге. Вот экс-директор Отделения магнитных и оптических исследований Михаил Иосифович Пергамент. 15 июня ему исполнилось 92 года, он по-прежнему в науке. На девять лет моложе начальник отдела экспериментальной физики токамаков Сергей Васильевич Мирнов, один из тех, кто создавал термоядерную программу в СССР. Их одними из первых наградили медалями «70 лет ТРИНИТИ». А на лацкане пиджака у Сергея Мирнова уже сверкают три других знака отличия.
«Первая медаль – за создание первой термоядерной реакции в лабораторном масштабе в 1967 году, – рассказывает он. – Вторая, и самая мне дорогая – за внедрение боронизированных алмазоподобных покрытий первой стенки в практику токамаков. Это одно из грандиозных достижений ТРИНИТИ вместе с Институтом химической физики. Третья медаль – можно сказать, за ИТЭР, за распространение знаний о нём. Мы выпустили замечательный учебник ITER Physics Basis. Благодаря этому контакту Запад-Восток возникло много нового».
Работа над термоядерным реактором объединила учёных многих стран. Физики ТРИНИТИ играли в международной кооперации ключевую роль даже в трудные для науки времена. «Бывают физики-демонстраторы и физики-экспериментаторы, – замечает Мирнов. – Первые подгоняют эксперимент под теоретическую модель, чтобы её продемонстрировать. Вторые не смотрят на модель, а идут вперёд, чтобы понять, какова реальность. И этот подход нас всегда спасал».
Ещё один видный учёный – доктор физ.-мат. наук Геннадий Григорьевич Гладуш, основатель династии физиков. Старший сын, Максим, работал в ТРИНИТИ, потом перешёл в ИСАН, младший, Юрий, напротив, начал с ИСАНа, теперь трудится в «Сколтехе», супруга уже вышла на пенсию. Десять лет назад губернатор Московской области поздравлял их со 100-летием общего научного стажа.
«Пойти в науку было их самостоятельным решением, – говорит Геннадий Гладуш о сыновьях. – Они движутся своими путями, но сохраняется душевная близость. Когда они мне рассказывают о своих работах, я их понимаю, и они меня понимают. Это очень важно для науки – поддерживать дух кооперации, когда есть что и с кем обсуждать. Стремясь за омоложением кадров, мы не должны забывать и о передаче знаний от старшего поколения к младшему. Именно это гарантирует успех».