Ни одна из предложений технологий ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК, Иркутская область) не получила одобрения специалистов, так как не показала своей эффективности. Работа по подбору технологии возвращается на уровень лабораторных экспериментов, сообщил в пятницу журналистам директор Иркутского филиала Сибирского отделения РАН. академик Игорь Бычков.
"Сегодня мы возвращаемся к событиям двухлетней давности. Разрабатывается в рамках Министерства природных ресурсов регламент проведения научных исследований по подготовке и выработке технологии утилизации накопленного вреда. Сегодня пока ни одна технология, не направление, а именно технология, которая была бы опробована и которая была бы готова к реализации, не прошла одобрения ни ученых, ни технологов, ни заказчика. То есть в этой части дальше продолжится работа. Возвращаемся на уровень лабораторных экспериментов с выходом потом на опытно-промышленные испытания", - сказал Бычков.
Выделено два направления ликвидации экологического ущерба, на основе которых вырабатывались технологические решения. Это литификация (перевод в твердое состояние) и компостирование шлам-лигнина. По словам Бычкова, в соответствии с решением правительственной комиссии, проект ликвидации отходов должен быть готов до конца 2023 года. В связи с этим в федеральном бюджете на 2023 год не заложены средства на работы непосредственно по ликвидации экологического ущерба, но предусмотрено финансирование на проектирование.
В августе 2021 года пресс-служба правительства Иркутской области сообщала, что российская академия наук по итогам экспертизы предложенных технологических решений ликвидации отходов БЦБК отобрала шесть для опытно-промышленных испытаний. Федеральный экологический оператор (ФЭО), который занимается рекультивацией шламонакопителей БЦБК, сообщал, что намерен использовать комплекс различных технологий, так как каждая карта-накопитель уникальна по составу отходов, а готовых универсальных решений в мировой практике нет.