Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов на космодроме Восточный провели совещание по вопросу создания арктической спутниковой группировки в целях безопасности судоходства по Северному морскому пути.
Президент России Владимир Путин поставил перед задачу — к 2024 году увеличить объем перевозок по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год. Для реализации этой задачи Правительством России принят план развития Северного морского пути до 2035 года, который включает в себя более 150 мероприятий. Среди мероприятий — расширение и модернизация ледокольного флота, обновление портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности и навигации судов, создание арктической спутниковой группировки.
«В сегодняшней ситуации, когда значительная часть грузопотоков развернулась на восток, Северный морской путь играет стратегическую роль для развития экономики страны, он может взять часть грузов с Восточного полигона и таким образом улучшить результаты для экономики нашей страны. Северный морской путь должен стать вторым глобальным транспортным коридором, забирая часть грузов Суэцкого канала, потому что он значительно короче», — открыл совещание Юрий Трутнев.
По словам Юрия Борисова, значение арктической зоны для национальной безопасности Российской Федерации с каждым годом возрастает. Арктика остается одним из крупнейших регионов земного шара, обладающим, с одной стороны, потенциалом объединения Европы и Юго-Восточной Азии, а с другой стороны, — территорией с самой низкой информационной обеспеченностью транспортных операций.
«Перед нами стоит амбициозная и одновременно очень интересная задача — создать комплексную инфраструктуру Северного морского пути», — подчеркнул Юрий Борисов.
Глава Роскосмоса уточнил, что Госкорпорация рассматривает обеспечение Северного морского пути как свой самый приоритетный проект.
«Спланирован график разработки и запуска спутниковой группировки, определены ответственности. Финансирование в полном объеме выделено. Необходимо исключить сдвижки вправо, чтобы в срок обеспечить всеми услугами наших потребителей», — подчеркнул он.
В рамках создания арктической орбитальной спутниковой группировки к 2024 году на орбиту должно быть выведено два космических аппарата «Арктика-М», которые будут предоставлять данные о гидрометеорологической обстановке в высоких широтах, три космических аппарата радиолокационного наблюдения — два «Кондор-ФКА» и один «Обзор-Р», к 2026 году — четыре спутника «Экспресс-РВ» для предоставления широкополосного доступа к интернету в российской арктической зоне.
«Без создания арктической спутниковой группировки безопасное прохождение судов по Северному морскому пути не представляется возможным. Эта работа ведется, на днях состоится запуск серии спутников, которые должны работать на инфраструктуру этого глобального транспортного коридора. Работа Роскосмоса организуется эффективно, те отставания, которые существовали, сокращаются, и сроки запуска космической группировки на всех ее направлениях сокращены», — отметил Юрий Трутнев.
В соответствии с российским законодательством задачи по мониторингу ледяного покрова и гидрометеорологической обстановки, в том числе в арктическом регионе, возложены на Росгидромет. Для решения этих задач существует система «Север» для информационного сопровождения плавания по Северному морскому пути, а также государственная система космического мониторинга со спутниковыми центрами в Москве, Новосибирске и Хабаровске, в которых принимаются, обрабатываются данные с метеоспутников в целях обеспечения потребностей заинтересованных пользователей.
По словам руководителя Росгидромета Игоря Шумакова, благодаря успешному запуску первого космического аппарата «Арктика-М» в феврале 2021 года у Росгидромета появилась возможность получать оперативную информацию о состоянии атмосферы и подстилающей поверхности по всему арктическому региону с высокой временной периодичностью (наблюдения проводятся раз в 15 минут, 12 часов в сутки).
Когда в 2023 году будет запущен второй аппарат, наблюдения каждые 15 минут с высокоэллиптических орбит над Северным полюсом можно будет осуществлять уже круглосуточно. Развертывание орбитальной группировки «Арктика-М» до четырех одновременно функционирующих на орбите спутников позволит повысить точность определения скорости и направления ветра, зон осадков, изменения ледовой обстановки.
Помимо данных с метеоспутников из космоса, ведущих мониторинг в видимом и инфракрасном диапазоне, необходимо осуществлять мониторинг ледяного покрова с помощью бортовых радиолокаторов, которые планируется установить на космических аппаратах «Кондор-ФКА» и «Обзор-Р». Они будут проводить детальные наблюдения с высоким пространственным разрешением за ледяным покровом независимо от условий облачности и времени суток. С помощью локаторов будет получаться информация с разрешением до 1 метра о ледяном покрове (это каналы, разводья, полыньи), а также данные о высоте ветрового волнения и скорости приводного ветра.
Радиолокатор будет также установлен на четырех низкоорбитальных спутниках «Метеор-М», которые планируется запустить до 2025 года. Этот радиолокатор будет проводить обзорные наблюдения льда с разрешением 500 метров.
Данные спутники дополняют друг друга и позволят обеспечить наблюдения за гидрометеорологической и геофизической обстановкой, ледяным покровом в различных диапазонах и на различных орбитах, с высокой периодичностью и пространственным разрешением. Реализация данных планов позволит Росгидромету повысить точность прогнозирования метеорологической обстановки и космической погоды и более эффективно обеспечивать потребителей по Северному морскому пути.
На совещании также было принято решение о развертывании спасательных центров для обеспечения безопасности судоходства на Северном морском пути на базе МЧС России.