20 апреля вышел в широкий прокат «Вызов» — первый в истории кинематографа игровой полнометражный фильм, частично снятый на орбите. В иллюминаторе видны не чудеса компьютерной графики, а реальный космос. Придало ли это картине достоверности и стоило ли потраченных денег? Мы спросили об этом у наших «марсиан» — самых близких к космосу сотрудников «Росатома».
Инженер МОКБ «Марс» Екатерина Бодрова в восторге от фильма:
«Я с самого детства мечтала попасть в космос, цеплялась за любые возможности осуществить свою мечту. Участвовала в кастинге Первого канала на роль, которую в итоге сыграла Юлия Пересильд (пробы прошли около 3 тыс. претенденток. — «СР»). Особенно мне понравились кадры полета в космос, в эти моменты я представляла, будто сама лечу. Захватывающие ощущения! Авторам фильма удалось создать эффект присутствия. По сути, зрители видят то, что раньше видели только космонавты. Довольно реалистично показано, сколько испытаний нужно пройти, чтобы тебя допустили к полету, как проходит сам полет, как устроена жизнь на МКС, как космонавты спускаются на Землю. Многие обсуждают развевающиеся волосы Юлии Пересильд, это как раз признак достоверности. Не случайно в американской ленте «Гравитация» Сандра Буллок с короткой стрижкой, хотя в других своих ролях всегда была с длинными волосами. Просто на Земле имитировать невесомость довольно сложно. Мы ходили в кинотеатр всей семьей. Дочка даже прослезилась — захотела так же, как героиня фильма, спасать людей, очень впечатлила ее эта картина. Почти три часа пролетели незаметно».
У ведущего инженера МОКБ «Марс» Антона Назарова фильм вызвал эмоции другого плана. Во-первых, отмечает он, кадры с орбиты в кинематографе использовали не раз, их снимали сами космонавты. Это «В космосе «Восход» (СССР, 1965),
«Возвращение с орбиты» (СССР, 1983), «Космическая станция» (Канада — США, 2002), «Апогей страха» (США, 2012) и еще несколько короткометражек. Во-вторых, ему не нравится, что ради художественного проекта был сорван план исследований 2021 года на МКС и вместо двух космонавтов-исследователей, готовившихся много лет, полетели актриса и режиссер.
«Ничего такого волшебного в съемках в невесомости я не увидел, — говорит Антон Назаров. — Конечно, пушистые волосы Юлии Пересильд прекрасно парят, но ради этого не обязательно было отправлять съемочную группу на орбиту, а все остальное легко можно было снять на «Мосфильме» и в Центре подготовки космонавтов. Собственно, и так большинство сцен — в помещениях, на объектах и тренажерах «Роскосмоса». Куда потрачен миллиард?»
Невысоко оценил Антон Назаров и художественную составляющую: «Откровенно слабая игра актеров, даже постоянные перекуры и кофепитие Владимира Машкова не спасают. Прокурор сволочь, действует по закону, но мы ему сверху позвоним. Глупые врачи не взяли с собой все необходимое и ковыряют космонавта ложкой и куском проволоки. В ЦУПе бардак. Космонавты не выполняют приказы. Извините, не смог досмотреть. Картинка взлета ракеты великолепна»