21 ноября 2022
Страна Росатом

В МОКБ «Марс» прошла V Всероссийская конференция «Системы управления беспилотными космическими и атмосферными летательными аппаратами»

Разработка бортовых комплексов управления для спутников и других космических аппаратов. Возрождение проекта ядерного буксира «Зевс». Создание глобальной спутниковой системы «Сфера». В МОКБ «Марс» прошла V Всероссийская конференция «Системы управления беспилотными космическими и атмосферными летательными аппаратами», где обсудили «план полетов».

На форум приехали представители 26 предприятий и научно-­исследовательских организаций атомной и ракетно-­космической отраслей. Много молодых специалистов — ​конференцию проводят прежде всего для них, подчеркнул научный руководитель МОКБ «Марс» Владимир Соколов: «Молодежи надо развиваться. Учиться выступать, знакомиться с работами по своей тематике».

Конференцию посвятили 80‑летию со дня рождения Анатолия Сырова, который много лет возглавлял МОКБ «Марс». Под его руководством на предприятии разработали систему управления посадки многоразового орбитального корабля «Буран», систему управления разгонным блоком «Бриз-­М» для ракеты-­носителя «Протон-­М» (на сегодняшний день проведено более 100 пусков тяжелых спутников на высокие орбиты, а также пуск марсианской станции на отлетную траекторию к Марсу), бортовые комплексы управления для спутников различного назначения, среди которых серия космических обсерваторий «Спектр».

Анатолий Сыров много внимания уделял молодым специалистам, создал свою научную школу, воспитанников которой в шутку назвали «сырниками». В этом году в «Марсе» впервые провели конкурс научно-­технических работ молодых ученых и специалистов на соискание премии имени Сырова. С поздравления призеров и началась конференция. Они получили денежные призы и памятные медали. К слову, медали изготовили сотрудники механического цеха «Марса», которые пожелали коллегам, чтобы проекты не оставались на бумаге.

«Увидеть своими глазами, как реализованная идея работает и приносит пользу, оставить след в истории — ​лучшая награда», — ​сказал токарь 6‑го разряда Сергей Аникеев.

Лауреаты первой премии имени Сырова — ​молодые инженеры «Марса»

Директор МОКБ «Марс» Сергей Кравчук рассказал о современных направлениях работы предприятия. В числе важнейших проектов — ​модернизация бортовой системы управления для разгонного блока «Бриз-­М». Сегодня он является приоритетным для ракет-­носителей нового класса «Ангара-­А5».

Другое ключевое направление — ​разработка бортовых комплексов управления и бортовой аппаратуры для спутников. В космосе сейчас пять аппаратов с системами управления «Марса». Предприятие серийно выпускает БКУ для метеоспутников «Электро-­Л», которые проводят съемку облачного покрова Земли, а также для метеоспутников «Арктика-­М», предназначенных для съемки арктических регионов. Разработана бортовая аппаратура для новых космических аппаратов «Кондор-­ФКА». Они нужны для радиолокационного дистанционного зондирования Земли. Запуск первого «Кондора-­ФКА» в космос планируется на следующий год.

Зарубежные санкции не должны помешать космическим перспективам. «Мы занимаемся импортозамещением уже лет двадцать, и в основном используем российскую элементную базу для наших систем, — ​подчеркнул Владимир Соколов. — ​Импортные элементы есть, но очень мало. Для изделий спецназначения применяем только отечественные».

Директор МОКБ «Марс» Сергей Кравчук рассказал о современных направлениях работы предприятия

О перспективах атома в космосе говорила главный конструктор космических ядерных энергетических установок НИКИЭТ Елена Ромадова. Она отметила, что инновационные установки помогут решить ряд интересных задач, таких как создание глобальных систем связи, организация экологического мониторинга Земли, системы предупреждения о стихийных бедствиях и др. Кроме того, использование ЯЭУ позволит основать автоматизированные напланетные базы и осуществлять пилотируемые полеты на Луну и Марс.

Несколько лет назад предприятия «Росатома» участвовали в разработке энергодвигательной установки для ядерного космического буксира «Зевс». «Сейчас эта работа продолжается вне «Росатома»: КБ «Арсенал» выполняет аванпроект по данной тематике, — ​сообщила Елена Ромадова. — ​Кроме того, задача вошла в федеральный проект, реализация которого начнется, скорее всего, в 2023 году. Это совместная работа «Росатома» и «Роскосмоса».

Заведующий отделом оптико-­физических исследований Института космических исследований РАН Роман Бессонов рассказал о разработке инновационных оптических систем автономной навигации, которые используют измерения направлений на звезды, горизонт и естественные ориентиры на поверхности планет. Такой метод позволит космическому аппарату не сбиться с пути в любых условиях, даже при отсутствии искусственных навигационных полей.

На основе этого опыта ИКИ РАН готов создавать оптико-­электронные приборы для авиации и морских судов. «Задача актуальна, например, для развития Северного морского пути. Там главная проблема — ​измерение направления азимута инерциальными средствами, — ​пояснил Роман Бессонов. — ​Чем ближе к полюсу, тем вертикаль все ближе к оси вращения земли, угол маленький, точность измерения падает. Мы могли бы разработать автономную систему навигации, которая помогает кораблям периодически корректировать курс».

Весь мир следит за тем, как компания Илона Маска SpaceX разворачивает глобальную спутниковую систему Starlink, чтобы обеспечить высокоскоростной широкополосный доступ в интернет практически из любой точки мира. У «Роскосмоса» похожий проект: к 2030 году корпорация планирует создать сеть «Сфера» из 638 космических аппаратов. Предполагается, что в нее вой­дут пять спутниковых группировок связи и пять группировок дистанционного зондирования Земли.

Заместитель гендиректора, главный конструктор НИИ «Субмикрон» Вячеслав Гришин сообщил, что отечественная промышленность концептуально готова к построению многоспутниковых группировок с унифицированными интерфейсами. Он напомнил, что в этом году с космодрома «Восточный» запустили «Скиф-­Д» — ​спутник-­демонстратор будущей сети. Первый этап развертывания спутниковой группировки для широкополосного доступа в интернет подразумевает запуск шести таких аппаратов к концу 2026 года. «Скифы» будут работать на высоте около 8 тыс. км (средняя круговая орбита), что дает ряд преимуществ перед аналогичными спутниками Starlink.