Участие региональных операторов в системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов обсудили в рамках стратегической сессии «Взаимодействие региональных операторов с Федеральным экологическим оператором в части обращения с отходами I-II классов».
Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России осуществляют 177 региональных операторов. Это крупные участники рынка, имеющие большой опыт в обращении с отходами.
«На данный момент в системе ФГИС ОПВК зарегистрированы 98 региональных операторов из 26 регионов России. Это около 55% от общего количества. Для достижения нашей главной цели – создания комплексной безопасной системы управления всей цепочкой от образования отходов I и II классов до получения вторичной продукции – необходимо привлечь к сотрудничеству всех региональных операторов и повысить качество взаимодействия с ними», – отметила начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов ФГУП «ФЭО» Наталья Кривенко.
Значительное внимание в ходе дискуссии уделили сбору опасных отходов у населения. Санкт-Петербург смог выстроить прозрачную систему в этом вопросе. За 2022 год с помощью системы экопунктов, экотерминалов и экомобилей в городе удалось собрать более 170 т отходов, 96% граждан проживают в шаговой доступности от средств сбора.
«Мы готовы делиться опытом. Также поддерживаем законодательную инициативу профильного Комитета Государственной Думы Российской Федерации согласно которой предлагается предусмотреть право индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих накопление или сбор у физических лиц опасных отходов, обеспечивать обращение с такими отходами самостоятельно, передавать организациям, имеющим действующую лицензию, или федеральному оператору», – отметил Заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению безопасности Санкт-Петербурга Михаил Страхов.
«Учитывая существующие особенности работы с населением в области обращения с отходами I и II классов, рационально будет рассмотреть создание отдельных мероприятий по поэтапному развитию инфраструктуры по сбору опасных отходов в рамках реализации концепции расширенной ответственности производителей, синхронизировав сроки реализации мероприятий с планами по повышению нормативов утилизации», – добавил исполнительный директор Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Создание прозрачной и эффективной системы обращения с отходами I и II классов на всей территории России для минимизации попадания отходов на полигоны возможно только благодаря взаимодействию федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и бизнеса, а также применению расширенной ответственности производителей и повышению экологической ответственности участников рынка.