В этом году в «Атомфлот» придут 29 выпускников вузов: семь судоводителей, два судовых механика, 10 электромехаников и столько же инженеров — операторов реакторной установки. Все будут работать на ледоколах, особенно ждут пополнения на недавно введенных в эксплуатацию атомоходах проекта 22220.
В «Атомфлоте» специалистов не хватает. Инженеры — операторы ядерной энергетической установки нужны многим отраслевым предприятиям. За выпускников с морской специальностью конкуренция еще острее: они вместе с дипломом получают пакет документов, позволяющих трудоустроиться в любой стране, а российские моряки крайне востребованы благодаря хорошей вузовской подготовке. Для них предложение «Атомфлота» заманчиво: мода на Арктику, обновление флота (на современных судах работать и комфортнее, и интереснее). В следующем году, например, запланирован ввод в эксплуатацию атомного ледокола проекта 22220 «Якутия», персонал для него уже подбирают и готовят.
Новое направление работы «Атомфлота» — модернизированные плавучие энергоблоки для Баимского горно-обогатительного комбината. Для их эксплуатации потребуется 466 сотрудников, из них критически важны 257.
«Таких специалистов на рынке не найти, мы их будем готовить сами, в отрасли. Планы и сроки определим с Технической академией «Росатома» в ближайшее время. Скорее всего, это будет комбинированная подготовка — в учебном центре с отработкой навыков на тренажере РИТМ‑200 и стажировка на атомных ледоколах с этой реакторной установкой», — комментирует заместитель гендиректора «Атомфлота» по персоналу и коммуникациям Мария Нуждинова.
Растет конкуренция и за судоремонтников, эта отрасль в России быстро развивается, в том числе благодаря «Росатому». В ближайшее время «Атомфлот» примет в эксплуатацию новый плавучий док, где нужны 30 сотрудников.
Самые дефицитные на «Атомфлоте» — старшие вахтенные механики, судовые механики и электромеханики, старшие помощники капитана, электрогазосварщики-мотористы и токари-мотористы, докмейстеры.
В целом предприятие назначает на новые должности не менее 280 специалистов в год на флоте и порядка 90 — на берегу.
«Атомфлот» ведет большую профориентационную работу. Везет одаренных школьников в экспедицию «Ледокол знаний» на Северный полюс, сотрудничает с образовательным центром «Сириус» и мурманским центром «Лапландия», где детям разного возраста рассказывают о морских профессиях и атомном ледокольном флоте. В планах — соглашение с «Лапландией», детским морским центром «Океан» и Государственным университетом морского и речного флота им. Макарова о подготовке школьников по морской программе и поступлении лучших по целевому набору в этот опорный вуз «Атомфлота». Налажено тесное сотрудничество с Мурманским арктическим университетом, Университетом им. Макарова и Государственным морским университетом им. Ушакова, другими морскими и атомными вузами, а также с Мурманским индустриальным колледжем, где готовят электрогазосварщиков, токарей и слесарей.
Чтобы молодые люди знали «Атомфлот» «в лицо», восемь сотрудников — штурманы, инженеры-операторы и инженер по радиационной безопасности — стали амбассадорами своего предприятия в вузах.
«Атомфлот» — традиционный партнер олимпиад и конкурсов научно-технического творчества, участник ярмарок вакансий и государственных экзаменационных комиссий. Каждый год практику в «Атомфлоте» проходят 45–60 студентов, им оплачивают проезд и стипендию, организуют медкомиссии.
«Мы продаем не вакантную должность, а карьеру, отвечаем на вопросы соискателей максимально открыто, чтобы ожидания соответствовали реальности. Например, надо знать, что у нас строгие фильтры: средний балл и успеваемость, качество здоровья для работы в море и др.», — говорит Мария Нуждинова.
Для удержания молодых специалистов действуют системы адаптации, наставничества, развития компетенций. Поэтому новичков, которые уходят в первый год работы, единицы.
Текучка кадров в «Атомфлоте» составляет менее 10 %, в компании это считают допустимым.
«Поскольку новых промышленных проектов в Мурманской области все больше, растет конкуренция за лучших сотрудников. Справляемся. Например, некоторые — эйчары или специалисты производственно-диспетчерского отдела — работают удаленно, — отмечает Мария Нуждинова. — А на флоте значимый фактор текучки, помимо конкуренции, — выход на заслуженный отдых моряков старшего возраста».
Некоторые сотрудники уходят в другие компании, потом возвращаются. Раньше в «Атомфлоте» это не приветствовали, но в последние годы ситуация изменилась, и, если человек зарекомендовал себя профессионалом, его охотно принимают.
«Как правило, такой специалист становится внутренним амбассадором бренда. Вернувшись, он уже совсем по-другому относится к предприятию и возможностям, которые мы предоставляем», — поясняет Мария Нуждинова.
«Атомфлот» внимательно следит за предложениями других работодателей и прислушивается к пожеланиям сотрудников. В этом году согласована ежегодная оплата билетов к месту отдыха в России работникам и неработающим членам их семей. По Трудовому кодексу работодатель на Крайнем Севере оплачивает проезд раз в два года. «Мера более чем своевременная: семья из четырех человек тратит не меньше 140 тыс. рублей на билеты из Мурманска к месту отдыха и обратно», — подчеркивает Мария Нуждинова.
Чуть проще с экипажами новых судов: там высокий уровень автоматизации, и нужно меньше специалистов. Так, если на ледоколе «50 лет Победы» команда — 89 человек, то на ледоколах проекта 22220 — всего 54.
«За последние годы «Атомфлот» прирос пятью судами «Портофлота» и тремя современными ледоколами, а персонал увеличился всего на 150 человек», — приводит данные Мария Нуждинова.
В целом для обеспечения программы развития «Атомфлота» до 2030 года, включая ввод в эксплуатацию атомных ледоколов и плавучих энергоблоков, потребуется нанять около 1,3 тыс. человек.