В исследовании, проведенном по заказу Американского бюро судоходства (ABS), изучается потенциал передовых технологий ядерных реакторов для коммерческих морских пропульсивных установок, а в исследовании, проведенном британским разработчиком инновационных реакторов Newcleo, рассматривается возможность применения ядерных технологий в судоходстве, в том числе технологии малых модульных реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым охлаждением.
ABS заказала компании Herbert Engineering Corporation (HEC) проведение исследования, призванного помочь судоходной отрасли лучше понять целесообразность и последствия для безопасности использования ядерной двигательной установки и поддержать будущие проекты развития в этой сфере.
В исследовании, в котором приняли участие "ведущие разработчики ядерных реакторов", было смоделировано влияние ядерной силовой установки на конструкцию, эксплуатацию и выбросы в атмосферу контейнеровоза и танкера типа Suezmax.
Согласно результатам исследования, использование на контейнеровозе двух реакторов на быстрых нейтронах мощностью 30 МВт со свинцовым охлаждением позволит увеличить грузоподъемность и эксплуатационную скорость, а также исключить необходимость дозаправки топливом в течение всего 25-летнего срока службы. На танкере Suezmax, согласно исследованию, добавление четырех микрореакторов с тепловыми трубами мощностью 5 МВт, хотя и уменьшит грузоподъемность, но повысит эксплуатационную скорость и потребует дозаправки только один раз за 25-летний срок службы. При этом выбросы CO2 в атмосферу у обоих судов будут нулевыми.
Министерство энергетики США (DOE) заключило с компанией ABS контракт на исследование барьеров, препятствующих внедрению современных ядерных двигательных установок на коммерческих судах. Министерство энергетики также заключило контракт с ABS на поддержку исследований теплоэлектрической интеграции ядерной двигательной установки на коммерческом судне, проводимых Техасским университетом.
В то же время Newcleo подписала соглашение с одной из крупнейших судостроительных компаний мира Fincantieri и транснациональной корпорацией RINA, занимающейся инспекцией, сертификацией, классификацией судов и консалтинговым инжинирингом, о совместном проведении технико-экономического обоснования применения ядерных технологий в судоходной отрасли.
Newcleo отметила, что применение ее реактора на быстрых нейтронах со свинцовым охлаждением (LFR) для морских двигательных установок предполагает размещение на судах закрытого микрореактора в качестве небольшой ядерной батареи мощностью 30 МВт. Это, по словам компании, потребует редкой дозаправки (только раз в 10-15 лет), очень ограниченного технического обслуживания и легкой замены по истечении срока службы.
На прошлой неделе судоходная отрасль через Международную морскую организацию (IMO) утвердила новые целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов, направленные на достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году или около того.
Генеральный директор и генеральный директор Fincantieri Пьерроберто Фольджеро добавил:
"Это соглашение позволяет нам изучить возможность добавления нового и дальновидного решения в число тех, которые имеются в нашем распоряжении для достижения амбициозных целей по декарбонизации, поставленных перед отраслью. Атомная энергетика обладает огромным потенциалом, и поэтому для его выражения необходим самый лучший опыт, и мы гордимся тем, что вместе с такими партнерами, как Newcleo и Rina, поможем добиться этого".
"Повышение топливной эффективности и совершенствование конструкции судов уже дают хорошие результаты в снижении "следа" судоходства", - сказал Уго Салерно, председатель и генеральный директор RINA. "Но для достижения целей, поставленных перед этой отраслью, нам необходимы альтернативные виды топлива с низким содержанием углерода. Атомная энергетика станет одним из ответов на эти задачи. Кроме того, малые модульные реакторы станут наиболее эффективным решением для использования ядерной энергии в судоходстве".