Предприятия Госкорпорации «Росатом» приняли участие в Международной выставке и конференции «НЕВА», которая завершилась 21 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге.
Конференция в рамках мероприятия собрала более 30 тысяч посетителей и делегатов. Одно из ключевых стала арктическая тематика, которая была широко представлена при поддержке Госкорпорации «Росатом», Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также Правительства Санкт-Петербурга.
Представители Росатома рассказали о планах развития СМП и новых перспективных продуктах для Арктики. Всего в дискуссиях приняли участие топ-менеджеры и эксперты Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», Машиностроительного дивизиона Росатома (АО «Атомэнергомаш»), дивизиона АСУ ТП и Электротехника (АО «РАСУ»), ФГУП «Атомфлот» и ФГУП «Гидрографическое предприятие».
В рамках организованного Госкорпорацией круглого стола «Плавучие энергоблоки как современный и экологичный способ энергоснабжения прибрежных и удаленных территорий и промышленных объектов» было представлено целое семейство новых атомных плавэнергоблоков (ПЭБ) разных по мощности и исполнению - в арктическом и тропическом вариантах, которые Росатом предлагает российскому и зарубежному рынкам. Спикеры рассказали также о вариантах транспортировки ПЭБов, рассмотрели аспекты, связанные с особенностями их юридического статуса, и обрисовали возможные пути их продвижения на международный рынок. В своем выступлении в рамках круглого стола заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов отметил:
«В условиях волатильности мирового энергорынка очевидная привлекательность атомной энергии – ее экологичность, прогнозируемая на годы стоимость - еще больше подогревает интерес промышленных компаний и целых стран к атомной и особенно малой атомной энергетике. Плавэнергоблоки – отличный ответ на потребность рынка в «зеленой», устойчивой, масштабируемой и, что важно, еще и мобильной мощности. Сейчас наша задача – максимально удовлетворить этот спрос, предложив потенциальным заказчикам не просто серийный продукт, но и обеспечив на него эффективную цену и сжатые сроки строительства».
Выступая в пленарном заседании «Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов» заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша отдельно подчеркнул необходимость организации новых российских пароходств и строительства судов.
«В современных геополитических реалиях Северный морской путь обеспечивает прямой доступ российской продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также переориентацию непосредственно на восточное направление российских грузов, традиционно идущих в этот регион через Суэцкий канал. По оценкам экспертов, к 2030 году грузопоток по СМП должен превысить 190 миллионов тонн. Соответственно, растёт потребность и в судах. Наши судостроители выстроили достаточно эффективную кооперацию в области строительства ледоколов, но необходим хотя бы ещё один крупнотоннажный судостроительный завод для грузовых судов, танкеров и газовозов, чтобы удовлетворить потребности внешней торговли в будущем», – отметил он.
«Реализация проектов на СМП связана с большими капиталоёмкими затратами, в том числе – в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) в части развития портовой инфраструктуры»,
– сообщил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко в рамках стратегической конференции «Российские порты: новый импульс развития портового сервиса» конференции «НЕВА-2023». В частности, он отметил, что стоимость реализации мероприятий в терминале СПГ и стабильного газового конденсата «Утренний» (порт Сабетта) - 161,4 млрд руб. (из них 100,5 млрд руб. – объекты федеральной собственности, срок реализации - 2019-2024 годы); стоимость строительства объектов федеральной собственности угольного терминала «Енисей» (порт Диксон) - 3,2 млрд руб. (срок реализации - 2021-2023 годы); нефтяного терминала «Порт бухта Север» (порт Диксон) - 117,6 млрд руб. (из них 3,7 млрд руб. – объекты федеральной собственности, срок реализации - 2020-2024 годы); стоимость мероприятий для морского терминала на мысе Наглейнын (порт Певек) - 55,2 млрд руб. (из них 27,6 млрд руб.– объекты федеральной собственности, срок реализации - 2020-2026 годы).
Вызовы, которые появляются на пути инфраструктурного развития, обсуждали на конференции «Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали».
«Самый сложный вызов – это дноуглубление. Можно констатировать, что в навигацию 2023 года произошел трехкратный рост стоимости дноуглубления в связи с уходом большой европейской четверки. Мы пересобрались, привлекли другой флот и выполнили сверхзадачу, потому что в течение месяца обеспечили на морском канале Обской губы безопасные условия для проводки», – отметил генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт.
Кроме того, в целях эффективной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры Северного морского пути 20 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между ФГУП «Гидрографическое предприятие» и Композитным дивизионом Росатома. В рамках соглашения стороны договорились о совместной реализации проектов по разработке конечных изделий на основе полимерно-композитных материалов, запуске новых технологических цепочек и получении новых компетенций.
В этом году на выставке было представлено около 700 экспонентов. В рамках выставочной программы машиностроительный дивизион Росатома продемонстрировал ряд перспективных разработок, являющихся одними из наиболее востребованных проектов в области атомной энергетики последних лет. В частности, можно было увидеть макет реакторной установки типа РИТМ. Композитный дивизион Росатома представил натуральные образцы пан-волокна, углеволокна, стекловолокна, тканей, произведенных на их основе, а также изоляционные материалы; все эти материалы давно зарекомендовали себя в малом судостроении.
«Русатом Автоматизированные системы управления» (АО «РАСУ») представило разработанное совместно с лидерами отечественного производства судового оборудования комплексное решение по судовой комплексной автоматизации и электрификации, созданию интеллектуальной мостиковой системы; внутрисудовой мультисервисной связи и пропульсивного комплекса на базе системы электродвижения для малых и среднетоннажных судов.
Участниками отраслевой кооперации, кроме предприятий контура Госкорпорации «Росатом» в лице АО «РАСУ», АО «Русатом-ЭлектроТехМаш», АО «Парус электро», АО «Русатом РДС», также выступили АО «Новая ЭРА», разработчик и производитель электроэнергетической системы (ЭЭС) для плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» и модернизированных плавучих атомных энергоблоков (МПЭБ), и АО «Судостроительный завод «Волга», на котором строится Многофункциональное гидрографическое судно ледового класса «Аrc7». Оно будет выполнять задачи по проведению комплексных гидрографических исследований и других работ в составе гидрографического обеспечения торгового мореплавания в акватории Северного морского пути (СМП).