Изменение политического ландшафта создает возможности для возвращения атомной энергетики, - говорится в последнем издании "Перспектив развития мировой энергетики"external link, opens in a new tab Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому ожидается увеличение мощности атомной генерации с 417 ГВт в 2022 г. до 620 ГВт в 2050 г. по сценарию, основанному на существующей энергетической политике.
По мнению МЭА, происходящие сегодня серьезные изменения, включая развитие технологий экологически чистой энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, электромобили и тепловые насосы, приведут к тому, что к концу текущего десятилетия глобальная энергетическая система будет значительно отличаться от прежней.
"Если страны своевременно и в полном объеме выполнят свои национальные обязательства в области энергетики и климата, то прогресс в области экологически чистой энергетики пойдет еще быстрее", - говорится в докладе.
Однако в докладе отмечается, что спрос на ископаемое топливо все еще остается слишком высоким, чтобы удержать в пределах досягаемости цель Парижского соглашения - ограничить рост средней глобальной температуры до 1,5°C.
"Перевести кривую выбросов на траекторию, соответствующую 1,5°C, по-прежнему возможно, но очень сложно", - говорится в сообщении МЭА. "Несмотря на впечатляющий рост чистой энергетики при сегодняшних политических условиях, глобальные выбросы останутся достаточно высокими, чтобы поднять среднюю температуру на 2,4°C в этом столетии, что значительно выше ключевого порога, установленного Парижским соглашением".
МЭА в своем последнем докладе "Перспективы развития мировой энергетики" заявило, что "предлагает глобальную стратегию по выходу на новый уровень к 2030 г., состоящую из пяти основных направлений, которые также могут стать основой для успешного проведения конференции по изменению климата COP28". Это:
- утроение глобальных мощностей возобновляемых источников энергии;
- удвоение темпов повышения энергоэффективности;
- сокращение выбросов метана при эксплуатации ископаемого топлива на 75%;
- инновационные, масштабные механизмы финансирования для утроения инвестиций в экологически чистую энергетику в странах с формирующейся и развивающейся экономикой;
- меры по обеспечению упорядоченного сокращения использования ископаемого топлива, включая прекращение выдачи новых разрешений на строительство угольных электростанций, работающих без остановки".
В "Перспективах развития мировой энергетики" рассматриваются три сценария. Сценарий "Заявленная политика" представляет собой прогноз, основанный на последних политических установках, включая энергетическую, климатическую и смежную промышленную политику. Сценарий "Объявленные обязательства" предполагает, что все национальные цели в области энергетики и климата, поставленные правительствами, будут выполнены в полном объеме и в срок. Сценарий "Нулевой уровень выбросов к 2050 году" рассматривает, что необходимо сделать для ограничения глобального потепления до 1,5°C.
По мнению МЭА, наследие мирового энергетического кризиса "может означать начало конца эры ископаемого топлива". По мнению МЭА, импульс, придаваемый переходом к экологически чистой энергетике, в настоящее время достаточен для того, чтобы мировой спрос на уголь, нефть и природный газ достиг максимума до 2030 г. в рамках сценария "Стационарная политика". Доля угля, нефти и природного газа в мировом энергоснабжении, которая на протяжении десятилетий составляла около 80%, начинает снижаться и в этом сценарии к 2030 г. достигнет 73%.
Пик выбросов CO2, связанных с энергетикой, в рамках сценария Stated Policies Scenario приходится на середину 2020-х годов, однако уровень выбросов остается достаточно высоким, чтобы поднять среднюю глобальную температуру примерно до 2,4°C в 2100 году. МЭА отмечает, что этот результат улучшился по сравнению с предыдущими выпусками WEO, "но все еще указывает на очень широкие и серьезные последствия изменения климата".
Рост ядерных мощностей
Перспективы развития атомной энергетики улучшились на ведущих рынках, говорится в обзоре "Перспективы развития мировой энергетики", в котором отмечается поддержка продления срока службы существующих ядерных реакторов в таких странах, как Япония, Южная Корея и США, а также поддержка строительства новых реакторов в Канаде, Китае, Великобритании, США и ряде стран ЕС. В документе отмечается, что атомная энергетика сегодня является "вторым по величине источником энергии с низким уровнем выбросов в мире, уступая гидроэнергетике, но значительно превосходя ветровую и солнечную энергетику".
В сценарии "Стационарная политика" мощность атомной генерации увеличится с 417 ГВт.э. в 2022 г. до 620 ГВт.э. в 2050 г., причем рост будет происходить в основном в Китае и других странах с формирующимся рынком и развивающейся экономикой, в то время как страны с развитой экономикой будут широко продлевать сроки эксплуатации и строить новые проекты, чтобы компенсировать выбытие. В этом сценарии мировая выработка электроэнергии на АЭС увеличивается с 2682 ТВт-ч в 2022 году до 4353 ТВт-ч в 2050 году, в то время как ее доля в общем производстве электроэнергии за тот же период снижается с 9% до 8%.
По данным МЭА, крупномасштабные реакторы остаются доминирующей формой ядерной энергетики во всех сценариях, включая перспективные конструкции реакторов, однако разработка и растущий интерес к малым модульным реакторам (ММР) увеличивают потенциал ядерной энергетики в долгосрочной перспективе. Увеличение сроков эксплуатации и строительство новых АЭС в странах, открытых для атомной энергетики, повышает глобальную мощность по сценарию "Объявленные обязательства" до 770 ГВт в 2050 году, при этом выработка атомной энергии удваивается и достигает 5301 ТВт-ч. В сценарии "Нулевой уровень выбросов" к 2050 году" мощность атомной генерации к 2050 году достигнет 916 ГВт, а производство - 6015 ТВт-ч.
"Переход к экологически чистой энергетике происходит во всем мире, и его невозможно остановить. Это не вопрос "если", это просто вопрос "как скоро" - и чем раньше, тем лучше для всех нас", - заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. "Правительствам, компаниям и инвесторам необходимо поддерживать переход к чистой энергетике, а не препятствовать ему. Это дает огромные преимущества, включая новые промышленные возможности и рабочие места, повышение энергетической безопасности, очищение воздуха, всеобщий доступ к энергии и более безопасный климат для всех. Учитывая напряженность и нестабильность традиционных энергетических рынков, утверждения о том, что нефть и газ представляют собой надежный и безопасный выбор для будущего мировой энергетики и климата, выглядят как никогда слабыми!"
"Каждая страна должна найти свой собственный путь, но международное сотрудничество имеет решающее значение для ускорения перехода к экологически чистой энергетике. В частности, скорость снижения выбросов будет во многом зависеть от нашей способности финансировать устойчивые решения для удовлетворения растущего спроса на энергию со стороны быстрорастущих экономик мира. Все это указывает на жизненную важность удвоения взаимодействия и сотрудничества, а не отступления от них".