Завершился «Авангард» — новая обучающая программа для руководителей ядерного оружейного комплекса. Первыми ее выпускниками стали 96 руководителей среднего звена с девяти предприятий дивизиона. На протяжении полугода они развивали навыки коммуникации, работы в команде и взаимодействия с заказчиками при выпуске гражданской продукции.
Программа состояла из трех модулей, проходивших в апреле, июне и августе в Озерске и Екатеринбурге. Первый был посвящен развитию коммуникативных навыков. Технари-производственники часто сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с разными типами людей, разрешать трудности, выстраивать командную работу. Но не каждый искушен в этом. Чтобы исправить проблему, участникам выдали алгоритм, подсказывающий, как определить психотип человека для продуктивного диалога.
«Раньше я не мог понять, почему коллегам непонятны некоторые задачи. Кажется, это так просто: возьми да сделай. Но интуитивно чувствовал, что с разными людьми нужно работать и разговаривать по-разному. Просто не знал как. На тренинге объяснили, дали инструмент DISC (группа психологических описаний, основанная на работах психолога Уильяма Марстона). Сначала он показался каким-то неестественным. Но когда пробуешь в реальной жизни, это срабатывает, — рассказывает Андрей Пулинец, главный конструктор активных зон реакторных установок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ). — У меня есть коллега, он не мой подчиненный, и я не могу отдавать ему прямые распоряжения. Но мне часто приходится обращаться к нему как к расчетчику, мы работаем на одну задачу. Раньше мне было неясно, почему он не соглашается делать так, как я хочу. После курса я понял, что то, что важно для меня, совсем неважно для него, и наоборот. Я определил, к какому психотипу относится мой коллега и почему для него важны те вещи, которые он отстаивал. Теперь я знаю, что в одной и той же задаче для нас важны разные аспекты, и, поняв его интерес, перестал с ним спорить».
Второй модуль был про эффективное сотрудничество в команде, доверие и предоставление обратной связи. Участникам предложили игру на горизонтальное взаимодействие. «Это упражнение наглядно показало, как мы обычно мыслим, когда принимаем важные финансовые решения, — продолжает тему Евгений Гладышев, начальник отдела механизации и автоматизации производственных процессов службы главного технолога Уральского электромеханического завода (УЭМЗ). —– Пришло понимание эффекта «мы и они». Мы часто отождествляем себя с определенной группой людей, чувствуем принадлежность к сообществу «своих». В то же время отстраняемся от других, рассматриваем их как ущербных или как превосходящих нас. А это в корне неверно. Думаю, от эффекта «мы и они» нам удалось освободиться навсегда».
Деятельность ядерного оружейного комплекса всегда была закрытой и строго регламентированной. Управленцы привыкли решать технические задачи, но на рынке гражданской продукции другие законы: жесткая конкуренция, необходимость следовать за вкусами и потребностями целевой аудитории. Как перестроить мышление для производства гражданской продукции — этому вопросу был посвящен третий модуль.
«Нашим участникам предстояло выйти за привычные рамки, в которых они годами работали. Им пришлось подключать к разработке продукта самих пользователей, проводить с ними пользовательские интервью. В ходе таких обсуждений обычно появляются свежие идеи, которые улучшают продукт, — говорит тренер Корпоративной академии «Росатома» Ольга Яшаяева. — Руководители осознали, что они не справятся с задачей выпуска продукта на рынок без новых навыков».
Между вторым и третьим модулями участникам «Авангарда» на вебинарах объясняли, как именно брать интервью у пользователей продукта. В итоге на третий модуль «авангардисты» приехали подготовленными, проведя анализ целевой аудитории и представив собственные проекты. Например, по сокращению времени простоя оборудования, созданию дизайн-макета медиаресурса для размещения афиши мероприятий ЗАТО, разработке медицинского оборудования — диализаторов (фильтров крови). Жюри «Авангарда» отобрало 13 проектов для участия в итоговой конференции программы, прошедшей в Академии «Маяк» в Нижнем Новгороде. Туда авторы привезли видеоролики, которые представляли их продукты для привлечения потенциальных инвесторов и клиентов. Их оценивало экспертное жюри, состоящее из руководителей дирекции ядерного оружейного комплекса.
Лучшими выбраны четыре проекта без определения мест. Проект «Проектируя будущее» подразумевает построение единой цифровой площадки для размещения идей. Его представила сборная команда из УЭМЗ, Приборостроительного завода (ПСЗ) и Всероссийского научно-исследовательского института технической физики (ВНИИТФ). Атомщики с ПСЗ предложили оцифровать действия персонала и следить за достижением определенных показателей (проект «Цифровизация показателей эффективности»). Проект «Маркетинговое продвижение разработанных отечественных систем ЧПУ с защитой от несанкционированного доступа» был предложен командой специалистов из ВНИИТФ и ПСЗ. Он предлагает поэтапную презентацию систем клиентам. А проект «Создание линейки лазерных медицинских аппаратов» основан на разработках медтехники во ВНИИТФ.
Разработчики получат поддержку от дивизиона при дальнейшей разработке продуктов и выводе их на рынок.