Об истории атомного ледокольного флота, его роли в современном развитии Арктики, а также о жизни на таком судне узнали екатеринбуржцы 23 декабря на лекциях Дианы Киджи, старшего помощника капитана атомного ледокола «50 лет Победы». Организатором мероприятий стал Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга.
Сначала Диана Киджи выступила для школьников гимназии №9. Они задавали много вопросов о целях исследования Арктики и освоения северных территорий. По словам спикера, Арктика — это кладовая, где сосредоточено более 30% природных ресурсов нашей страны. И если в 20 веке большой интерес вызывала добыча руды, то сегодня в фокусе нефть и газ.
Поэтому использование Северного морского пути актуально, несмотря на тяжёлые природные условия. А одно из главнейших преимуществ атомных ледоколов — отсутствие необходимости регулярной заправки топливом, так что они могут оставаться во льдах на протяжении длительного периода.
«Лекция старшего помощника капитана атомного ледокола была настоящим взлетом в мир арктических исследований! Она действительно заразила нас своим энтузиазмом и глубоким пониманием работы ледокола в сложных природных условиях», — поделилась посетительница лекции Алина Мамонова.
Также Диана Киджи прочитала открытую лекцию в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского. На ней зрители узнали о том, что Россия — единственная страна в мире, которая имеет атомный ледокольный флот, в составе которого на данный момент семь атомоходов.
По словам Дианы, в ледовой навигации специалисты ищут дорогу в режиме реального времени, ориентируясь на спутниковые снимки льда и собственную визуальную оценку. И главная задача — построить наиболее эффективные маршруты. Например, предпочтительно избегать сложные участки, ведь ледокол прокладывает путь – его задача не просто самому пройти какой-то маршрут, но и провести другие суда.
«Сейчас пытаются разработать системы, которые будут искать подходящие маршруты с помощью нейросетей. Но пока для этого требуются слишком сложные математические модели, которые будут учитывать дрейф льдов и прочие факторы, которые постоянно меняются. На сегодняшний день все пока завязано на человеке, который стоит на мостике и оценивает обстановку», — рассказала Диана Киджи.