Новое Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2024-2027 годы подписано и вступило в силу. Соглашение зарегистрировано 17 мая в Роструде, ранее, в конце апреля, прошла церемония его подписания.
Подписи под документом от имени работников поставили председатели Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Владимир Кузнецов, Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, Профсоюза работников водного транспорта РФ (ПРВТ) Олег Яковенко, Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (НГСП) Александр Корчагин. От имени работодателей – президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин.
При заключении соглашения сторону работников представлял единый представительный орган профсоюзов, в состав которого вошли четыре профсоюза: РПРАЭП, ПРВТ, Нефтегазстройпрофсоюз России и РПСМ.
Ранее заключенное Соглашение по морскому транспорту на 2021-2024 годы закончило свое действие 06 апреля 2024 года. За период его действия в единый представительный орган профсоюзов не поступало обращений работников о нарушении норм соглашения со стороны работодателя.
Текст Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2021-2024 годы решением сторон был взят за основу для разработки проекта документа на новый срок. В новое соглашение стороны внесли ряд поправок, связанных, в первую очередь, с изменениями законодательства по охране труда, пенсионному и социальному страхованию, а также с изменениями, внесенными в Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) в 2022 году и вступающими в действие в декабре текущего года. Также был уточнен ряд терминов и понятий, конкретизированы обязательства сторон и их представителей, в том числе, при реализации плана развития Северного морского пути.
К сожалению, в процессе переговоров некоторые вопросы остались несогласованными, в том числе вопросы, затрагивающие развитие социального партнерства на локальном уровне, режим труда и отдыха, вопросы по оплате труда, социальным гарантиям, льготам и компенсациям, гарантиям прав профсоюзных органов и их работников, а также неурегулированным остался вопрос о дополнении соглашения новым разделом: «Работа в районах военных и пиратских действий, и эпидемиологических опасностей». Стороны договорились составить протокол разногласий по несогласованным вопросам и продолжить консультации по их урегулированию.
РПРАЭП участвует в Соглашении прежде всего в интересах работников ФГУП «Атомфлот», однако, в состав атомной отрасли входит еще несколько предприятий, работники которых ведут свою трудовую деятельность на морских судах и судах класса «река-море». Действие Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту не распространяется на эти предприятия автоматически, поскольку они не являются членами Российской палаты судоходства, однако они могут к нему присоединиться добровольно.