К 70‑летию первой в мире АЭС мемориальный комплекс Обнинской станции открыл обновленную экспозицию. В числе первых посетителей была наша корреспондентка. Она увидела центральный пульт управления, кабинет начальника и реакторный зал, полюбовалась восстановленными витражами, а также потренировалась в сборке реактора силой мысли.
За 48 лет работы станция не раз менялась. И речь не только об оборудовании, которое значительно эволюционировало, но и о самих помещениях. Первая сложность для музейщиков состояла в том, что на станции, секретном объекте, долгие годы запрещалась видео- и фотосъемка. Документальных материалов, фиксирующих реальный облик АЭС во времена ее пуска, осталось немного. Но самым трудным, признаются кураторы экспозиции, было найти баланс мультимедиа и интерактивных технологий и исторических интерьеров. В итоге пришли к компромиссу: световые панели и электронные дисплеи разместили в коридорах, которые не представляют особой исторической ценности, а реакторный зал, центральный пульт управления и кабинет начальника станции оставили без изменений.
Коридор на первом этаже знакомит посетителей с отраслями и проектами, развитие которых связано с пуском Обнинской АЭС. Несколько витрин посвящено ядерной медицине, космонавтике, атомному подводному флоту и визитной карточке Физико-энергетического института им. Лейпунского (ФЭИ) — реакторам на быстрых нейтронах.
Над реставрацией помещений трудились лучшие специалисты страны — десятки компаний. Яркий пример общего подхода — восстановление двух уникальных витражей, украшавших окна в пролетах лестницы. Привлекли реставраторов из Российского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова.
«За много лет на цветных стеклах появились дефекты. Мы оценили возможность реставрации на месте и поняли, что нам это не по силам. Демонтировали, перевезли в Москву и в специализированных мастерских восстановили. Витражи заиграли первозданными красками», — рассказывает руководитель отраслевого мемориального комплекса «Первая в мире АЭС» Инна Мохирева.
На одном витраже изображен титан, который готовится оседлать огненного коня, на другом — сотворение жизни: на женщину-мать с небес спускается поток светлой энергии, под воздействием которой формируется ребенок. Смотрители музея считают, что эту сцену можно соотнести с историей Обнинской АЭС — первенца атомной энергетики.
Следующая остановка уже на втором этаже — кабинет с табличкой «Начальник атомной станции».
«Мы решили воссоздать облик этого помещения 10 лет назад, — сообщила Инна Мохирева. — Так как фотографий не осталось, обратились к ветеранам. Тогда участники пуска Лев Алексеевич Кочетков и Владимир Михайлович Шмелев долго спорили, за каким столом сидел начальник АЭС, за каким — главный инженер. Правду мы не знаем до сих пор, поэтому решили поместить стол начальника под портретом Ленина. Опять же по воспоминаниям очевидцев, в кабинете стояли два шкафа с документами, необходимый атрибут — меловая доска и два сейфа для секретных бумаг».
Пульт управления АЭС тоже реставрировали буквально миллиметр за миллиметром. Именно здесь 26 июня 1954 года начальник смены сделал историческую запись: «17:45 — подан пар на турбину». Создатели композиции сохранили помещение в том виде, в каком оно было в 2002 году, когда станцию остановили, поэтому на панелях есть приборы не только 1950-х, но и более поздние. Пожелтевшие от времени пластиковые плафоны на потолке пультовой аутентичные, только тщательно вымытые.
В помещении пульта управления теперь есть мультимедийная система. Виртуальный диктор рассказывает о пуске, подсвечиваются подключающиеся к процессу приборы. Завершает исторический экскурс знаменитое поздравление атомщиков от Игоря Курчатова: «С легким паром!»
Далее посетители спускаются к сердцу станции — в реакторную зону. Фон здесь естественный: в перелете из Москвы в Петербург пассажир получает дозу больше. Однако группу все равно сопровождает дозиметрист, который следит за показателями прибора.
Обнинская АЭС — не только выдающийся памятник науки и техники, но и объект ядерного наследия. Топливные сборки закончили выгружать из бассейна выдержки в 2008 году, оборудование первого контура полностью демонтировано в 2015-м.
«У нас есть заключение главного санитарного врача об экскурсионном маршруте, он абсолютно безопасный, — подчеркивает Инна Мохирева. — Но, конечно, на атомной станции даже после останова есть помещения, куда закрыт доступ. Они изолированы, там стены из тяжелого бетона и двери по 8–10 т».
Производственные помещения уходят под землю на 17,5 м. Здесь пока не стали проводить даже косметический ремонт, под слоем пыли на стенах висят плакаты, сохранились телефоны на столах. Минусовые отметки Обнинской АЭС запечатлел в своем фильме «Nuclear Now» режиссер Оливер Стоун. Руководство станции постоянно получает предложения проводить в технических помещениях квесты, тематические съемки, но отказывает: безопасность прежде всего.
При этом небезопасные помещения уникальны и могут служить высоким целям, уверены в музее. Оборудование, которое в них стоит, — наглядное пособие для студентов профильных вузов, в том числе иностранцев, которым предстоит работать на атомных станциях российского дизайна в Турции, Египте, Бангладеш и др.
«Пока в подреакторные помещения никто не ходит, нижняя точка для посещений — крышка реактора. Но мы планируем сделать подземные этажи доступными для экскурсантов, в первую очередь для специалистов, студентов-атомщиков. Уникальные установки — бесценный элемент образовательной среды», — считает Инна Мохирева.
За 20 дней до предполагаемой даты визита список группы от организации (школы или предприятия) и заявку выслать на имя гендиректора ФЭИ Андрея Александровича Лебезова по адресу: postbox@ippe.ru. Индивидуальные посещения (вы попадете на сборную экскурсию) организует Агентство городского развития Обнинска по пятницам. Посещение бесплатное.