Страна позиционирует атомную энергетику как основной чистый источник базовой нагрузки для стабилизации сети, поддержки возобновляемых источников энергии и стимулирования индустриализации по всей Африке.
Министр энергетики и электроэнергетики ЮАР д-р Кгосиенцхо Рамокгопа объявил о ряде изменений в южноафриканской ядерной программе, провозгласив «новую эру» в обеспечении чистой и надежной базовой мощности.
Выступая на пресс-конференции, он рассказал о прогрессе на АЭС «Коберг», новом импульсе для строительства новых АЭС и возрождении программы модульных реакторов с шаровыми твэлами (PBMR).
«Южная Африка осуществляет переходный процесс в посильном темпе. Мы проводим реиндустриализацию, восстанавливаем исследовательский потенциал, развиваем передовые навыки и позиционируем ЮАР как континентального и мирового лидера в ядерной сфере. Эра атомной энергетики уже наступила, и Южная Африка намерена занять свое законное место», — сказал он.
Д-р Рамокгопа подтвердил, что государственная энергетическая компания Eskom завершила замену всех трех парогенераторов на первом блоке АЭС «Коберг» и теперь завершила аналогичные работы на третьем блоке, что позволяет проводить перегрузку и техническое обслуживание. Национальный орган по ядерному регулированию (NNR) недавно одобрил 20-летнюю лицензию на продление срока эксплуатации второго энергоблока АЭС «Коберг», гарантирующую его эксплуатацию до 2045 года.
«Коберг — важная часть энергетической системы ЮАР. Продление лицензии означает, что мы сможем продолжать получать электроэнергию от двух реакторов станции, которые в совокупности обеспечивают 1860 мегаватт», — сказал он.
Он пояснил, что это укрепляет способность ЮАР стабилизировать энергосистему и гарантирует, что ядерная энергетика останется частью базовой нагрузки, отметив, что прогнозы, сделанные в рамках Комплексного ресурсного плана показывают, что ядерная энергетика жизненно важна для ускорения внедрения возобновляемых источников энергии.
В октябре правительство одобрило окончательный проект Комплексного ресурсного плана(IRP 2025), определяющего структуру электроснабжения, направленного на обеспечение баланса спроса и предложения с учетом воздействия на окружающую среду и стоимости электроэнергии. Инвестиции в размере 2230 млрд рандов (95,4 млрд долларов США) определят структуру энергетики ЮАР в будущем.
«Солнечная и ветряная энергетика зависят от стабильности ядерной энергетики в рамках базовой нагрузки», — сказал д-р Рамокгопа. Он добавил, что ядерная энергетика с нулевым уровнем выбросов также поддерживает долгосрочную стратегию ЮАР по энергетическому переходу, отметив, что продление эксплуатации АЭС «Коберг» добавит ещё два десятилетия к 40 годам, которые станция уже работает.
Он также упомянул о ходе реализации давно запланированной программы строительства новых атомных электростанций. Он подтвердил, что после оценки воздействия на окружающую среду было выдано разрешение на строительство площадки в Дуйнефонтейне, расположенной рядом с Кёбергом, что открывает путь к строительству как минимум 2400 МВт новых атомных мощностей.
«Программа IRP даёт нам возможность действовать, и теперь у нас есть площадка для реализации программы», — сказал он. IRP-2025 предусматривает строительство новых атомных электростанций общей мощностью 5,2 ГВт.
После одобрения строительства станции в Дуйнефонтейне правительство проводит оценку других площадок, в том числе в Восточной Капской провинции.
Говоря о возрождении программы PBMR, он отметил:
«Учитывая, что более 20 стран планируют утроить свои ядерные мощности, а мировые финансовые организации теперь готовы финансировать малые модульные реакторы (ММР), для Южной Африки настало время вернуть себе этот потенциал. «Мы находимся в выгодном положении. Атомная энергетика теперь признана «зелёной» в соответствии с глобальной таксономией, и крупные инвесторы, включая операторов центров обработки данных, выходят на рынок ММР», — сказал д-р Рамокгопа.
Он добавил, что ММР могут кардинально изменить энергетическую архитектуру Южной Африки. Их можно строить вблизи промышленных центров, что снижает потребность в дорогостоящих линиях электропередачи.
«В настоящее время Южная Африка планирует построить 14 000 километров новых линий стоимостью 440 млрд рандов (25,7 млрд долларов США). «ММР позволяют нам избежать части этих затрат», — сказал он.
Они также позволяют электрифицировать отдаленные населенные пункты, где расширение сетей невыгодно.
Возрождение программы PBMR соответствует амбициям ядерной индустриализации, изложенным в IRP, что потенциально может вывести будущие ядерные мощности за пределы 10 ГВт.
Он также подтвердил прогресс в работе над многоцелевым исследовательским реактором, который дополнит стареющий реактор SAFARI-1, в настоящее время эксплуатируемый Корпорацией по ядерной энергии Южной Африки (Necsa). В 2021 году правительство одобрило строительство нового многоцелевого реактора в качестве замены. Ранее в этом году д-р Рамокгопа объявил о выделении бюджетных ассигнований в размере 1,2 млрд рандов на этот проект.
Что касается ядерных отходов, он подчеркнул, что Южная Африка теперь управляет полным топливным циклом. Низко- и среднеактивные отходы хранятся в Ваалпутсе, в то время как продолжается работа над Центральным Временным хранилищем отработанного топлива АЭС «Коберг» и планируется создание глубинного геологического хранилища в соответствии с передовой мировой практикой.
Он заявил, что Южная Африка возвращается на своё законное место в качестве важного игрока в ядерном топливном цикле. Ядерная энергетика будет играть ключевую роль в обеспечении потребностей Южной Африки, 600 миллионов человек на континенте, не имеющих доступа к электроэнергии, а также в индустриализации Африки и в переработке критически важных полезных ископаемых для реализации программы декарбонизации.







