Автор: Леонид Александрович Большов - директор Института безопасного развития атомной энергии, член-корреспондент РАН
Прошло менее двух лет с момента вступления в силу Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Конечно, выводы об успехах или неудачах на этом пути делать еще слишком рано, но некоторые вещи уже заметны.
Я оптимист и считаю, что снижение энергоемкости страны – задача решаемая, но с сожалением отмечаю, что мы идем по данной дороге очень медленно. Существуют огромные области, к примеру жилищно-коммунальное хозяйство, где к проблеме энергосбережения подступились в основном только на словах. Вынужден констатировать, что основная масса населения России до сих пор не имеет четких и системных представлений об энергоэффективности и тем более о тех мерах, которые может предпринять каждый человек для экономии своих средств. Единственное, что у всех на слуху, – это переход к энергоэффективным лампочкам, который, как оказалось, влечет за собой массу других проблем, связанных с утилизацией отработавших свое время ламп, с их влиянием на здоровье человека.
В то же время сегодня реальный инструмент для энергосбережения со стороны жителя более или менее имеется только по электричеству, поскольку в основном жилой фонд оснащен поквартирными счетчиками электричества. Соответственно жители платят за фактическое потребление, а не нормативное.
По всем остальным ресурсам должно быть то же самое, только тогда жители станут заинтересованными участниками процесса энергосбережения в масштабе всего ЖКХ. Для этого действующими нормами должна регламентироваться обязательная установка индивидуальных (поквартирных) приборов учета и регулирования по каждому виду ресурсов. Если это отопительный прибор, то каждый из них должен быть оснащен средством измерения (сенсором) количества потребленного тепла, а также терморегулятором, позволяющим жителю регулировать потребление. Если это вода, то на уровне каждой квартиры должны обязательно устанавливаться соответствующие счетчики и т.д. Плата за фактическое индивидуальное потребление позволит изменить менталитет и заставит жителей быть требовательными к качеству услуг, предоставляемых поставщиками теплоэнергоресурсов.
В свою очередь, поставщики будут вынуждены снижать потери при транспортировке ресурсов, повышать энергоэффективность, поскольку оплата будет осуществляться не по нормативам, а по реальному потреблению. Потери невозможно будет списывать на жителей.
Таким образом, только внедрение средств индивидуального учета на уровне каждой квартиры запускает системный механизм энергосбережения во всей цепочке – за счет перевода субъектов ЖКХ на реальные рыночные отношения. При этом сбор информации о потребляемых ресурсах должен осуществляться в удобном автоматическом дистанционном режиме, с использованием современных биллинговых систем. Именно по такому пути идут все развитые страны, о чем свидетельствует мировой опыт в этой сфере.
Вместе с тем в настоящее время в обсуждаемых механизмах реализации Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» зачастую рассматривается только обеспечение подомового учета ресурсов, что системно не решает проблемы. В этой ситуации житель не увидит прямой выгоды от экономии ресурсов на уровне своей квартиры. Он не будет иметь прямой мотивации к проведению энергосберегающих мероприятий в своем жилье за счет вложения своих же средств. Он не будет напрямую заинтересован в снижении и общедомовых потерь в местах общего пользования, поскольку один подомовой учет не обеспечит технической возможности для измерения таких потерь.
Таким образом, внедрение только одних систем подомового учета не делает жителя заинтересованным участником процесса энергосбережения. Необходимо обеспечить индивидуальный учет.